?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про черные квадратики

Вчера ведь был день борьбы с насилием? Размышления в тему.
Вот вы живете во вполне благополучной и уважаемой семье. Вас любят, о вас заботятся. Но есть небольшой нюанс. В вашем доме пол из белых и черных квадратиков. И если вы наступаете на черный квадратик, один из членов вашей семьи бьет вас по голове. Почему? Ну, если спросить, он приведет вполне убедительные причины. Ничего личного: вас он любит, желает только хорошего, просто не наступайте на черные квадратики и все будет хорошо.
Вы честно стараетесь не наступать. Их квадратиков-то черных не так уж и много и если быть внимательным… Так что, в принципе, обычно все бывает хорошо. Но иногда вы устаете или идете, еще не проснувшись. Или влетаете, не глядя под ноги от счастья. Или от волнения. Ну и получаете по голове.
Остальные члены семьи досадливо пожимают плечами: вас же предупреждали, неужели сложно было не наступать?
Если вы вдруг расскажете кому-то из знакомых, а все ваши знакомые хорошо знают вашу семью, то они сначала удивятся, потом вспомнят, какая хорошая и уважаемая у вас семья, подумают о принципе невмешательства в дела семьи, о том, что не стоит портить отношения, и что у всех свои особенности, и ответят: «Слушай, ну что тебе стоит не наступать на эти черные квадратики!»

И вам стыдно. За то, что вы такой неловкий, и забывчивый, такой эгоист: тревожите других, наступая на эти квадратики. И маскируете синяки, чтобы никто не заметил и не понял, какой вы плохой.
Следите за рукой: плохой вы, стыдно вам. А не тому, кто вас бьет. В конце концов, это же вы наступили на квадратик. А он не при чем, как закон природы.

Об этом написана масса книг, с этим работают всевозможные психологи и создаются группы поддержки. Но есть одно но. Чтобы рвануть за помощью вы должны понять, что:
1) Все происходящее неправильно. Как бы хорошо не выглядела ваша семья, то, что в ней происходит –неправильно.
2) Неправильность не в вас. Вы нормальный человек, которого поставили в ненормальные условия.
3) Никто не должен бить другого по голове. И квадратики здесь не при чем.
4) И, философское: дом, это место, где тебе нечего и некого боятся.
Так вот, проблема в том, что вы сами, прожив так всю жизнь или значительную ее часть, никогда о вроде бы очевидных пунктах 1-4 не догадаетесь. Почему –об этом тоже написана масса психологических и не только книг. И вы продолжаете жить, периодически получая по голове и мучаясь от стыда за себя.

К чему я все это?
Что бы вырваться из этого круга должен найтись кто-то, кто вам эти четыре пункта озвучит. Ясно и четко. Кому наплевать на уважаемость и суверенитет вашей семьи. Человек достаточно далекий и, одновременно, достаточно заинтересованный, чтобы вникнуть в происходящее.
Так вот именно поэтому я с интересом и симпатией читаю сообщества типа ру-психолог и всяких доморощенных интернет психологов, отвечающих на письма читателей.
Потому что именно там вам скажут в лоб: вы не виноваты, обращайтесь за помощью. Потому что это очевидно любому, не обязательно психологу, но просто человеку, не ослепленному благополучием вашей семьи.

А дальше, переварив эту революционную мысль, вы можете принять совершенно разные решения.
1. Уйти. Зачем оставаться там, где вас бьют?
2. Остаться, жестко объяснив всем, что наступать будете, куда хотите, а бить себя больше не позволите.
3. Остаться и продолжить не наступать на черные квадратики, объяснив всем, что согласны уважать их желание, но бить себя не позволите.
Что бы вы ни выбрали, вы избавитесь от основного: постоянного чувства стыда, что вы такой плохой, опять наступили…Потому что вы не обязаны на это обращать внимание. И потому что требовать этого от вас –ненормально. И в любом случае это будет ваше решение, а не принятое за вас кем-то, кто "желает вам добра".

Конечно, все далеко не так просто, по-хорошему, работа потребуется долгая и тяжелая, в идеале –с реальными, а не интернет-спецами, но без этого первого шага, первой помощи, ничего вообще не изменится.
Удивительно, что, оставаясь среди своих, человек такой очевидной «первой помощи» не получит. Потому что оказать эту помощь –поставить под угрозу реальную семью. А кто из близких возьмет на себя такой груз?

В общем, в моем детстве-юности вот такой простой вещи: возможности рассказать далеким, но заинтересованным людям о том, что происходит внутри семьи, не было от слова совсем. Со-всем. Не то, чтобы меня сильно били. И не то чтобы часто. Но простая мысль о то, что дом –место, прежде всего, личной безопасности, пришла уже во вполне взрослом состоянии.

Так что, когда идут разговоры про то, что домашнее насилие это не так уж плохо, а вмешиваться в дела семьи нельзя никогда, что выносить сор из избы это предательство, телефоны доверия созданы для разрушения ячейки общества, и прочее, и прочее, я вспоминаю, насколько революционно для меня, уже взрослого человека, прозвучала мысль: меня никто не имеет права бить: ни физически, ни морально. Ни-ког-да. Что бы я ни натворила. Смешно? На дворе 20 век. У меня почти законченное высшее образование. Я московская девочка из хорошей семьи…

Upd. Интересно, все обсуждение свелось к тому, как близким тяжело разобраться, есть аюбъюз или самадура. Ну так я об этом и пишу. Близкие - не помогут. Надо искать дальних. И хорошо, что сейчас пути поиска этих дальних просты.

Posts from This Journal by “про мир во всем мире” Tag

  • (no subject)

    Утром встал - обними свою собаку! Пять минут обнимания, лизания, прыганья и валяния по полу обеспечат заряд бодрости и витаминов счастья на целый…

  • Сор из избы?

    Когда пост выходит в топ, это по-блогерски приятно, что уж греха таить. С другой стороны, вместо обсуждения интересной для меня ситуации в уютном…

  • Про День Победы

    Странное у меня к нему отношение. С одной стороны, без этой победы...да ничего бы без нее не было бы. Конец. В любом случае, что-то куда более…

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
asenka_ya
Nov. 26th, 2016 07:21 pm (UTC)
Вот на основе черных квадратиков, а также синих, зеленых, а главное - фразы "в проблемах семьи ВСЕГДА виноваты оба" я как идиотка угробила 9 лет. Прозрела смешно, вернулась из лагеря и по голове шарахнул контраст, везде на руках носят, а дома ноги вытирают. А всего-то - вырвалась из дома.
Потом все говорили, да мы все думали, почему ты от него не уйдешь! Но молчали, в семью нельзя вмешиваться...
sovenok101
Nov. 26th, 2016 07:30 pm (UTC)
Ага. Нельзя. А если вмешаешься, станешь разрушителем семьи. Опять же следите за рукой: разрушитель не тот, кто придумал квадратики, а тот, кто сказал, что это неправильно.
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 26th, 2016 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 26th, 2016 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 26th, 2016 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brightist - Nov. 27th, 2016 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 07:50 pm (UTC) - Expand
brightist
Nov. 26th, 2016 07:35 pm (UTC)

вмешательство тут не при чем, не хотели ссориться с вашим мужем, про вас не думали

это тоже к вопросу о насилии, которое происходит из-за равнодушия тех, кого вы считаете своим окружением

то есть, если не сменить полностью и окружение тоже, то для вас лично ничего не меняется

beloe_bezmozg
Nov. 26th, 2016 07:29 pm (UTC)
Так оно ведь не сразу. Сначала долго внушают, что не наступать на черное - это правильно. И делают замечания - мягко и ласково. А потом твердо и настойчиво. А потом - "ну ты же сама понимаешь, что надо что-то делать... раз до тебя слова не доходят, придется так... ты же понимаешь, я этого вовсе не хочу..."
sovenok101
Nov. 26th, 2016 07:32 pm (UTC)
Ага. Все ради тебя. И шарах по голове. И, главное, научишься не наступать на черные - нарисуют зеленые.
beloe_bezmozg
Nov. 26th, 2016 07:36 pm (UTC)
Вот когда это поймешь (про зеленые) - тогда все и станет наконец хорошо и свободно :)
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 08:40 pm (UTC) - Expand
brightist
Nov. 26th, 2016 07:37 pm (UTC)

такая цветовая гамма у вас ужасная - те же квадратики, только непонятного цвета

sovenok101
Nov. 26th, 2016 07:48 pm (UTC)
Не поняла?
brightist
Nov. 26th, 2016 08:14 pm (UTC)

вот те, кто рисуют вам квадратики, тоже не понимают :)

постарайтесь проявить эмпатию по отношению к вашим читателям

(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - Nov. 26th, 2016 08:46 pm (UTC) - Expand
beloe_bezmozg
Nov. 26th, 2016 07:45 pm (UTC)
Да, и насчет п.2 - самое смешное, что Ваш оппонент тоже может быть совершенно нормальным и правильным. Если он бьет не в прямом смысле, разумеется. А просто делает замечания.
Это Вы считаете, что он Вам выносит мозг из-за каких-то квадратиков. А он считает, что делает спокойное и вежливое замечание по важному вопросу. И самое смешное - так может считать не только он. Вполне вероятно, что где-то живет кто-то, кто будет счастлив оказаться на Вашем месте, потому что этот кто-то тоже убежден, что на черные квадратики нельзя наступать. И потому что этот кто-то считает замечания в подобном тоне не выносом мозга, а милой семейной беседой.
Так вот - это неважно. Вопрос не в том, виноват ли Ваш оппонент - вопрос в том, что ВЫ не виноваты. И надо не винить его, не поднимать общественность, не записывать его слова на диктофон - а просто уйти. Пусть он будет счастлив с подходящим для него человеком, но это явно не Вы.
sovenok101
Nov. 26th, 2016 07:51 pm (UTC)
Критерий простой: в доме не должно быть больно.
tanina_solea
Nov. 26th, 2016 07:49 pm (UTC)
А это про бить физически или метафорически?
sovenok101
Nov. 26th, 2016 07:51 pm (UTC)
А какая разница?
tanina_solea
Nov. 26th, 2016 08:19 pm (UTC)
Ну, во-первых, мне интересно.
Во-вторых, психологическое насилие отследить труднее.
На самом деле разница есть. Потому что одно дело - человека бьют дома физически, синяки и все такое. А другое - человек жалуется на невыносимый моральный климат. Не отрицая возможности того, что психологическое насилие действительно имеет место, знаю ряд личностей, которые склонны жаловаться, и по из рассказам оказывается все реально ужасно. А если попробовать объективно собрать данные, оказывается, как в том анекдоте, что не гражданин, а гражданка, не Иванов, а Абарцумян, не в лотерею, а в преферанс, не миллион, а десять рублей, и не выиграл, а проиграл. И если в первой ситуации я бы вмешалась, во второй - сто раз подумаю. Хотя бы потому, что я хреновый психолог.
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Nov. 26th, 2016 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Nov. 26th, 2016 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Nov. 26th, 2016 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 26th, 2016 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 26th, 2016 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Nov. 26th, 2016 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - severastraga - Jan. 27th, 2017 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Jan. 27th, 2017 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - severastraga - Jan. 28th, 2017 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 08:49 pm (UTC) - Expand
artreidess
Nov. 26th, 2016 10:38 pm (UTC)
Разница в том, что физический удар - это вещь однозначная.

А психологический - очень размытое понятие. Кого-то "уродом" называют, а кому-то айфон не купили. И как понять (и абьюзеру в том числе, где заканчиваются его права)?
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:46 pm (UTC) - Expand
alexwed
Nov. 26th, 2016 10:38 pm (UTC)
А расшифруйте пожалуйста, что за скрывается за таинственными черными квадратиками? Иными словами, за что обычно принято бить женщин?
sovenok101
Nov. 27th, 2016 06:08 am (UTC)
Не знаю, за что "принято". Думаю, за очень разное.
(no subject) - alexwed - Nov. 27th, 2016 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
anna_bastet
Nov. 27th, 2016 08:25 am (UTC)
То, что взрослый человек не имеет права наказывать другого взрослого человека вне рамок законодательной системы, и не будучи при исполнении - сомнению не подлежит. Но имеет ли право родитель наказывать ребенка? А если имеет, то где кончается наказание из необходимости (в обществе есть "черные квадратики", на котрые никому нельзя наступать - по закону, во всяком случае, или просто нежелательно - не принято в обществе, и родитель, по идее, должен это ребенку привить), и начинается насилие?
sovenok101
Nov. 27th, 2016 11:46 am (UTC)
Грань, конечно, тонкая. Но я предлагаю хотя бы четко называть своими именами случаи далеко за этой гранью. Физическое насилие - далеко за. Унижение - далеко за. Ну и так далее.

Edited at 2016-11-27 12:04 pm (UTC)
anna_bastet
Nov. 27th, 2016 04:38 pm (UTC)
Да, конечно. Но у проблемы минимум несколько аспектов 1 - перегиб палки в пылу защиты - те же ювенальщики в благословенных некоторых штатах америки могут наведаться в дом (и родителям придется платить огромный штраф), если детка 14 лет самостоятельно пришла из школы, расположенной на соседней улице, или если детка словила по жопе разово и легко. Детка, действительно, не получив новый айфон, может позвонить по телефону доверия, что ее бьют. Про это недавно чудная история на ФБ была. Причем только в благополучных районах - к неграм, латинос и мексиканцам они не суются. 2 - жертве некуда бежать, помимо "стокгольмского синдрома". В тех же штатах есть, хоть и в недостаточных количествах (но уж всяко больше, чем у нас) приютов, где жертва насилия может провести некоторое время, и куда насильника не пустят еще до решения суда. У Кинга Стивена в "Розе Марене" про это очень подробно. 3 - что делать с семьей, в которой насилие - ее основа? Я не говорю про семью с маленькими детьми. Но вот пример - знакомая 40 лет. Родители избивали ее с ее детства, потому как папа, а потом и мама - алкоголики. Потом она выросла. Папа дрался - в основном, бил ее и маму. Потом дралась мама (в том числе разбила дочке голову и сломала руку). Потом дочь сама начала пить, и сейчас уже избивает их. Папа и мама, по старости, слегка присмирели. Кого и как тут спасать? Работает уже давно только она, разумеется. И кто будет их спасать?
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beloe_bezmozg - Nov. 27th, 2016 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 27th, 2016 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - heilnull - Nov. 28th, 2016 06:55 am (UTC) - Expand
lysyi_valenok
Nov. 28th, 2016 06:44 am (UTC)
Оставлю 80-й комментарий для ровного счета :). Мир не делится на черные и белые квадратики. А те, кто вмешиваются, обычно не замечают стыков
sovenok101
Nov. 28th, 2016 07:08 am (UTC)
Давайте не будем вмешиваться. Бьют и бьют, убьют и убьют.
lysyi_valenok
Nov. 28th, 2016 08:38 am (UTC)
Я не о том. Считаю, что насилие в любом виде нужно пресекать. К сожалению, тоже насилием. Я о том, что многие подсознательно выбирают себе именно такую модель отношений. Что-то вроде повседневного садо-мазо.
Ведь в чем методическая ошибка нормальных людей? Думаю, в том, что остальных они тоже считают равными себе, но слегка заблудшими, что ли. "Вот я им сейчас открою глаза, как правильно жить" - думает нормальный человек - "И все будет хорошо". В этом смысле подонки всегда выигрывают - они остальных считают такими же мерзавцами, как они сами, только искусно маскирующимися. :). Так что перед тем, кто хочет вмешаться, сразу встает вопрос - кто перед ним: подонок, в отношении которого допустимо аналогичное насилие или тут у них такая разновидность обоюдного счастья?
То, что я написал - это не умозрительные психологические выкладки. Лет двенадцать назад при мне молодой здоровый мужик месил лежащую даму ногами при моральной поддержке ещё троих выпивших дебилов. После того, как я драчуна пинком отправил за заборчик, остальная компания набросилась на меня с криками "Ты чо, это его жена!". Пришлось достать "осу", выстрелить в воздух, построить компанию и осмотреть даму. Дама оказалась с рассеченной губой, молча повернулась и ушла. Компанию отправил на хрен. И что Вы думаете? Меня всё-таки нашли потом менты, рассказали, что они повязали ту компашку, так мадам сказала, что на них набросился мужик с пистолетом за то, что они мирно отдыхали на скамеечке с пивом, избил её мужа, а ей рассек губу и чуть всех не поубивал. Тогда ещё в законе об оружии не было требования сообщать о любом применении оружия, даже в воздух, и я отписался. Сейчас я бы в аналогичной ситуации имел бы уже штраф и лишение лицензии. А если б пришлось применять на поражение, то и реальный срок. Так вот, после описанного случая я думаю так - у нас светское (пока) государство, за разрешением на развод к батюшке ходить не надо. Если кому нравится получать по тыкве за черные квадратики, то стоит ли лезть со своим уставом? Да чего далеко ходить - вон Советская власть почти 70 лет объясняла азиатским и кавказским женщинам, что они угнетены, паранжу чуть не насильно срывали - и что? Внучки "освобожденных женщин Востока" вновь с удовольствием идут в гаремы состоятельных мужей - деспотов. И с их точки зрения, наш уклад жизни ужасно развращен и богопротивен.
(no subject) - sovenok101 - Nov. 28th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - lysyi_valenok - Nov. 28th, 2016 09:08 am (UTC) - Expand
farfor
Jan. 26th, 2017 06:43 pm (UTC)
Здравствуйте!
Можно я заберу ваш пост с ссылкой на ваш блог в паблик вконтакте https://vk.com/mama_znaet_vse?
sovenok101
Jan. 26th, 2017 07:08 pm (UTC)
Можно
( 90 comments — Leave a comment )