?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...мы обсуждаем Корчака-героя, иногда — Корчака-писателя, но совершенно не помним его как педагога. Между тем, идеи Корчака на самом деле близки идеям Макаренко, но они сводятся прежде всего к тому, что школа должна быть государством в государстве, что в школе должна быть своя газета, свои мастерские, в идеале должна ходить своя валюта — дети должны быть заняты делом...
...он относится к ребёнку, как к взрослому. Как любить ребёнка? Это не должно заслоняться демагогией о том, что с ребёнком надо сюсюкаться и утипусичнисять, ничего подобного не нужно. К ребёнку нужно относиться, как ко взрослому, потому что масштабы его переживаний гораздо больше наших, у него всё впервые. С него надо спрашивать, как со взрослого. Ему надо поручать серьёзные дела...
...Всё, что написал Корчак как педагог, дышит пониманием трагедии детства. Детство — это ответственейший, серьёзнейший возраст, и относиться к нему надо с огромным уважением, не скажу, что с огромным трепетом, но с придыханием, с серьёзностью. И вот это — основа его педагогики. Кроме того то, что дети у него постоянно заняты, то, что они ни секунды не опекаемые, а всё время решают какие-то серьёзные вопросы. Ну, как у Макаренко дети делали лучшие в мире фотоаппараты...
http://echo.msk.ru/programs/odin/1702042-echo/


Такие мысли действуют как-то на редкость отрезвляюще.

На обед суп, а дочка его не хочет, она хочет апельсин. Ну чем плох апельсин на обед? Не наестся-сама попросит супа. Зато еда останется удовольствием.

Восьмилетний сын после школы и дополнительных занятий не садится сразу за уроки, а берет паузу на поиграть. Ясно, что так он закончит уроки очень поздно и не выспится. Как вариант, поставит себе будильник на час раньше и доделает все утром. Или не сделает уроки и получит двойку. Но это ведь его выбор, не так ли?

Шестиклассник резко бросает спортивную секцию, в которой у него все неплохо получается. Тренер потом долго и упорно передает приветы и зовет назад. Сын не возвращается и начинает вкладываться в другой спорт. Жалеет ли он об уходе? Подозреваю, да, хотя он в жизни в этом не признается. Но решение принято им самим и он его придерживается.

Десятиклассник выбирает курсы при Менделеевке, хотя мы всей семьей уговаривали его выбрать МГУ. Он знает, что для меня (как и для дедушки, чье мнение он очень ценит), все, что не МГУ -уровнем ниже. Снобы мы, да. Но сын готовится поступать в Менделеевку.

В какой ситуации родительский выбор: не вмешиваться -самый сложный? Не поверите, в первой. А самый легкий -в последней. Ребенку, которого ты в младенчестве не заставлял есть, как-то очень легко доверяешь выбор жизненного пути.

Posts from This Journal by “великолепные дети” Tag

  • (no subject)

    Дочка прыгает по прибрежным камням. Италия, середина ноября, плюс 15. На ней платье без рукавов и все. Ботинки и колготки брошены рядом с флиской и…

  • (no subject)

    Старший, задумчиво разглядывая кастрюлю с пельменями: -А ведь атомарное состояние пельменей это макароны по-флотски...

  • Про наорать

    Средний, плачется на жизнь: -Ну почему я в своей собственной семье ни на кого не могу наорать! Я живой человек, мне надо хоть где-то спускать пар! В…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
ksenb
Jan. 31st, 2016 03:59 pm (UTC)

Для этого нужна определенная родительская смелость и вера в ребенка, что он все сделает правильно. Большинство же родителей живут из позиции" я умный, ребенок дурак"

sovenok101
Jan. 31st, 2016 04:06 pm (UTC)
Ничего подобного. Масса шансов, что ребенок выберет неправильно. Родительская смелость в том, чтобы принять выбор и подстраховать от уж совсем катастрофических последствий.
beloe_bezmozg
Jan. 31st, 2016 04:13 pm (UTC)
Я НИКОГДА не заставляла ребенка есть, пить, играть, одеваться (или раздеваться).
Нет, вот спать ложиться - заставляла. Потому как ребенок еще мал, чтобы соотнести позднее укладывание и трудный подъем в школу\садик. Даже если понимает это умом, то все равно верит, что как-нибудь обойдется.
Но вот как раз Корчака-педагога я читала. И не могу согласиться с этим текстом. У Макаренко - да, отношения равных, серьезная жизнь. Мы с сыном как раз недавно читали "Флаги на башнях". Читали, обсуждали, спорили... А у Корчака - именно что сюсюкание, игра в серьезность, игра в равенство. Чего стоит его "суд"! Где 90% детей до конца недели уже забывали, что там за записочку бросили...
sovenok101
Jan. 31st, 2016 04:26 pm (UTC)
Вот интересно, большинство великих педагогов в итоге кончали крахом. Корчак-то в итоге ушел из школы.
Быков, конечно, как всегда, многое перевирает, или переплавляет, но он же сам успешный педагог, ему можно.
Про сон сложно. Или с достаточного раннего возраста учить распознавать усталость и засыпать, когда хочется, или, да, по команде. От ребенка зависит, насколько он способен свои чувства отследить. Но, в принципе, это как с едой: если кормить по команде, то может и не узнать, что такое голод и не понять, зачем еда вообще нужна.
beloe_bezmozg
Jan. 31st, 2016 08:46 pm (UTC)
Я сейчас скажу страшную вещь.
Меня в последнее время и Корчак-герой не вдохновляет. Нет, в его личном мужестве я не сомневаюсь. Но вот в полезности этого мужества...
Началось с того, что мне попалось на глаза стихотворение:
"И чтобы сироты, не плача
шли в душегубку палача,
их доктор вел, рыданья пряча
и сказку младшему шепча..."
И меня вдруг резануло - доктор вел детей в душегубку! Вот что в сухом остатке. А то, что "не плача" - так кому от этого лучше? Детям? Им по большому счету все равно, бояться и плакать осталось несколько минут. Легче - только палачам, что скотинка идет на бойню покорно и молча, нервы не мотает.
Мне кажется, правильнее было бы учить детей - орать, кричать, кусаться, вырываться. Это, конечно, никого не спасет - а все же вдруг? История 20-ого века знает успешные восстания обреченных. И в любом случае умереть от пули легче, чем от удушья, а в борьбе - достойнее, чем как овца.
Вот такая я циничная и бездушная...
user_ami
Feb. 1st, 2016 01:57 am (UTC)
А то, что военным Корчак ни хрена не был и организовать восстание просто не сумел бы, Вам в голову не приходит? Но он умел не бояться смерти.

И почему Вы хотите видеть только тех детей, с которыми Корчак вместе умер, но не всех, для кого он что-либо сделал? (Раз уж его книгам и статьям значения не придаёте)
sovenok101
Feb. 1st, 2016 05:47 am (UTC)
Быков правильно сказал: в Корчаке герой заслонил педагога.
Я считаю, что уже одни его "права ребенка" стоят памятника.
beloe_bezmozg
Feb. 1st, 2016 08:32 pm (UTC)
Знаете, если Вы меня переубедите, я буду только рада. Я ведь тоже плакала когда-то, когда умирал Матиуш Первый... и это - одно из первых четких и сознательных впечатлений от книги.
Но вот есть у меня дурацкая привычка задавать вопросы типа "а что из этого вышло" и "а кому от этого стало лучше..."
Про восстание речь не идет. Я просто не вижу, чем его мужество помогло тем детям.
Да, его педагогические книги меня не особо впечатлили (в отличие от художественных). Ну, я не педагог и тем более не историк педагогики... может, для того времени это было круто и ново.
Вы имеете в виду тех детей, с которыми он работал в детском доме? Ну так я и не отрицаю всех его заслуг...
sovenok101
Feb. 1st, 2016 08:42 pm (UTC)
Дети были не одни, это уже очень много. С ними был близкий человек. Господи, да что он еще мог сделать???
Корчак, конечно, жесток. Одно его "право ребенка на смерть" чего стоит. Но детство, вообще-то, довольно жестокая пора, вы не находите? Может, он просто видел его без прекрас и мимимишностей?
beloe_bezmozg
Feb. 1st, 2016 08:50 pm (UTC)
Вот как раз "право на смерть" - чуть ли не единственное, что мне у Корчака-педагога показалось ценным.
Только я бы сформулировала иначе. Не "право на смерть", а "право на СВОЮ жизнь, какой бы она не было и в каком бы возрасте не оборвалась". Потому что смысл и цель тут - не в смерти, а именно в жизни. В своей жизни, без гиперопеки, не в золотой клетке, не по выбору и под руководством родителей.
sovenok101
Feb. 1st, 2016 08:58 pm (UTC)
Этот его принцип жесток, прежде всего, по отношению к родителям, не находите? Кто, положа руку на сердце, даст своему ребенку такое право? Для этого надо быть каким-то сверхродителем.
beloe_bezmozg
Feb. 1st, 2016 09:07 pm (UTC)
Это право дает любой родитель, который не водит своего ребенка в школу за ручку до 10-ого класса или разрешает с друзьями сходить на речку искупаться. Да и Вы, собственно, примерно о том же в теме пишете. О праве ребенка жить соей жизнью и делать свои ошибки.
sovenok101
Feb. 1st, 2016 09:13 pm (UTC)
Практически - да. А теоретически никто этого не признает.
sovenok101
Feb. 1st, 2016 05:46 am (UTC)
Ну я как анестезиолог считаю, что даже пять минут страданий, особенно перед смертью, это много. Более того, страх смерти - страшнее смерти и хорошо, что дети его не испытали.
А чтобы вырываться, надо иметь хоть какие-то шансы на успех, вы не находите?
beloe_bezmozg
Feb. 1st, 2016 03:48 pm (UTC)
А я как рационалист считаю, что одна миллионная шанса - это все равно несравненно больше, чем полное отсутствие шансов. Причем одна миллионная - это шанс на спасение, шанс на смерть от пули значительно выше.
А смерть от удушья, повторюсь - мучительнее смерти от пули (Вы-то как анестезиолог, наверное, знаете это и сами). Это насчет страданий.
И насчет страха смерти... а знают ли его дети? Для них смерть - абстракция.
Если бы он избавил их от мучений в газовой камере... усыпил бы их всех снотворным, например - тогда другое дело.
Опять же - а они точно не боялись? Или просто, подражая ему, скрывали страх? Может, как раз в сопротивлении, в борьбе страх был бы забыт?
sovenok101
Feb. 1st, 2016 03:54 pm (UTC)
Мне достаточно зрелища ребенка, боящегося укола. Этот страх вполне реален и очень мучителен. Так что дети умеют боятся, даже того, чего не понимают.
Мне кажется, не нам сейчас судить, где какие были шансы и что было мучительнее. Честность Корчака в том, что, сделав выбор за детей, он пошел с ними до конца.
neusolga
Jan. 31st, 2016 04:36 pm (UTC)
Ну да,трудно найти ту грань,где *вмешательство*во благо((и навредить невмешательством тоже опасно.
sovenok101
Jan. 31st, 2016 04:39 pm (UTC)
Ох. да все родительство -поиск этих граней. И, главное, никакой учебник не помогает...
valeriy_leontev
Feb. 3rd, 2016 06:49 am (UTC)
Добрейшего утра!))
( 19 comments — Leave a comment )