?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот этот пост http://doktor-killer.livejournal.com/4101652.html -просто декларация эмоциональной независимости врача. Там много букв, но суть простая. Врач говорит: "Я буду вас добросовестно лечить но не требуйте от меня эмоционального участия. Мои чувства принадлежат только мне". Что там в комментариях началось! Просто какой-то звериный вой пациентов: "Любите нас, вы обязаны нас любить, иначе вы плааахиииеее!" Создается ощущение, что наши пациенты между "шашечками" и "доехать" однозначно выбирают шашечки и остаться на месте.

На самом деле, с врачом иметь и "шашечки" и "доехать" сразу невозможно от слова совсем. Почему?
Давайте проследим обычную биографию врача и посмотрим, как их, врачей то есть, вообще делают.

Итак, толпа счастливых 17-19-летних бывших школьников получила вожделенные студенческие билеты. Зачем они пошли в медицинский? Причины бывают разные. Чаще всего, это желание лечить людей (самое слабое звено) и искренний интерес к биологии человека. Таких, кто пришел в медицинский, рассчитывая в будущем стать миллионером, исчезающее меньшинство: есть масса куда более легких путей.
Практически первый предмет -анатомия. Кости (это еще вполне эстетично), затем связки (влажные препараты из бочка с формалином), потом -сосуды и нервы (а вот это уже целые трупы), наконец, -внутренние органы (тоже из бочка с формалином). И апофеоз -препарирование "свежего" трупа. На этом этапе отваливаются самые жалостливые, брезгливые и не готовые много зубрить. Особенно после работы с младенческим трупом (там есть нюансы, которых у взрослого не найдешь). Параллельно все это рассматривается в микроскоп на цитологии и гистологии. Кстати в микроскоп ткани выглядят потрясающе красиво, в отличие от...
Дальше начинается "оживление" свежеизученного трупа с помощью физиологии и биохимии. И массы невинноубиенных лягушек, крыс и прочих кроликов. Здесь отпадает очередная порция особо жалостливых и брезгливых. Остальных же зачастую охватывает восторг: все-таки жизнь устроена потрясающе интересно!
А параллельно, чтобы вдруг не расслабиться, -изучение трупов, но уже без всякого формалина, на патанатомии. Именно тогда происходит следующая ступень инициации будущего врача - первое вскрытие только что умершего человека. Сильнее этого по ощущениям -только первое вскрытие живого человека на операционном столе (но до этого еще год).
И вот наступает третий курс и студенты, поменяв халаты, пропахшие формалином и крысами, на чистые и хрустящие, приходят в клинику и погружаются в тайны пропедевтики.
Знаете, что такое пропедевтика? Эта наука сравни искусству сыска. По внешним признакам нужно догадаться, что происходит внутри не только на уровне конкретного органа, но и на уровне конкретных молекул. Пока что в рамках синдромов, а не болезней.
Но пропедевтика быстро заканчивается и начинается то, что сторонний наблюдатель назвал бы настоящей медициной: внутренние болезни. Третьекурснику так красочно и в таких подробностях рассказывают, как выглядит, и, главное, как ощущается каждая болезнь, что студент, подобно тому самому персонажу Джерома Джерома, тут же находит все эти симптомы у себя. Мне, например, тяжелее всего давалась гастроэнтерология: на лекциях про язву живот болел как при прободении. Да-да, именно так выглядит синдром третьекурсника.
Но сермяжная правда в том, что долго примерять болезни на себя просто не возможно. И болезнь снова становится свойством того самого тела с из анатомии, гисто-и цитологии, физиологии, биохимии, молекулярной биологии и ими же, но с приставкой пато-. Все оставшиеся годы идет не только изучение болезней и способов их лечения (в том числе, крайне инвазивных), но и куда более сложный процесс склеивания всех этих слоев -от молекулы до целого тела - в единый бутерброд. Сразу скажу, что процесс этот очень длительный и заканчивается лет через пять самостоятельной работы. Так что на госэкзамены студент приходит с головой, разбухшей от неупорядоченных знаний и с ничего не умеющими руками.

А вот тут важное лирическое отступление. Студенты-медики, как ни странно, не живут в анатомичке или в лекционной аудитории. Они живут в семье или в общежитии, в любом случае, -среди родных или друзей. И секрет в том, что вот эти люди, как и те, которых студент встречает в метро или в магазине, для него никак не связаны с теми, чью анатомию и так далее он изучает в институте. Те -больные (или уже трупы), а эти -обычные люди. Среди тех он -врач (будущий), а среди этих -обычный человек. Конечно, близкие студента тоже болеют, но уж тут одно из двух: или он воспринимает это как близкий человек (пугается, переживает, утешает и поддерживает) или как врач: ставит диагноз, оказывает первую помощь, разбирается в лечении, оценивает риски. Вполне возможно, что он сначала ведет себя как врач, а потом, когда ситуация разрядится, -как близкий человек. Но не то и другое одновременно.

И вот эта личинка врача попадает в клинику. Ему выдают пачку историй болезни и отправляют осматривать пациентов. Кого видит молодой ординатор (интерн)? Людей! Таких же, как соседи или попутчики в метро. И доктор, радуясь, что вот этот замечательный человек делится с ним своими проблемами, начинает больного расспрашивать. Больной, довольный, что ему попался такой внимательный доктор, рассказывает ему обо всем: и про болезнь, и про любимую кошечку, и про непутевую внучатую племянницу, которая замужем за противным Луисом-Альберто... Юный доктор честно во все вникает, пытаясь как-то увязать Луиса-Альберто с анамнезом морби, но, в конце концов, отправляется писать историю болезни с полным хаосом в голове и убеждением, что все его пациенты потрясающе милые люди. Постепенно он учится направлять беседу в нужное русло, но жизнь пациентов обрастает все новыми и новыми подробностями. "Взрослые" врачи хихикают, когда им ставят в пример внимательного и душевного докторенка. А докторенок за пару дней уже прикипел к своим пациентам душой.
И вдруг случается он -первый труп. Он всегда случается вдруг, даже если больной именно этого и ждал в больнице. И вот молодой врач, глотая слезы и вспоминая кошку и несчастную племянницу, оставшуюся наедине с противным Луисом-Альберто, пишет посмертный эпикриз и топает на вскрытие. Да-да, присутствие на вскрытии своих больных -обязанность лечащего доктора и, на самом деле, никакие курсы по повышению квалификации не делают столько для повышения его образования, сколько эти наглядные уроки патанатомии. Стоит, значит, несчастный доктор у секционного стола и не может понять, как такой милый и приятный человек превратился в мертвое тело, совершенно такое же, как те, что он изучал в институте.
Итак, сказка кончилась, с этого момента наш юный доктор начинает взрослеть. Отрыдав над первым трупом, а затем над над вторым и третьим, он делает неизбежный и потрясающий по своей простоте вывод: пациенты и люди, окружающие его в обычной жизни -это два совершенно разных мира, и он в эти миры не должен смешивать. Пациент -это то самое потрясающе интересно устроенно тело, которое он изучал 6 лет. И оно в любой момент может оказаться на секционном столе. Его надо продолжать изучать, лечить, продлевать его жизнь, но никакие эмоции вроде любви, дружбы или банальной привязанности к нему не уместны. Все это врач оставит в другом мире -мире вне больницы. Он перестает умиляться больным и начинает учиться диагностике и лечению их болезней.

Несколько иллюстраций из жизни
Про трупы. Любой врач прекрасно помнит свои первые трупы. С именами, фамилиями и мельчайшими деталями истории болезни. И испытывает перед ним чувство вины. При том, что реальной вины там быть не может: все-таки молодого врача без присмотра не оставляют. Но тем не менее. У меня это были: 50-летний мужчина с раком мочевого пузыря (оперированный-переоперированный, после сотни химий и прочьего) -у меня до сих пор чувство, что он мог бы умереть и не так быстро; и молодой парень с диабетом первого типа, синдромом Киммельстила-Уильсона (то есть, почки отказали) и, как выяснилось на секции, облитерирующим атеросклерозом всех коронарных артерий. Умер он от обширнейшего инфаркта. Я же долго считала, что сумей я тогда сразу организовать ему диализ, все обошлось бы и коронары волшебным образом очистились. А еще 40-летний мужчина с кораллами обеих почек. Я его выписала вполне живым, но уезжал он самарскую область, где не было хронического гемодиализа. Вообще. И там он медленно умирал от почечной недостаточности. Молодой, здоровый (кроме почек), идеальный кандидат на трансплантацию. А жена (мы с ней подружились) звонила мне и про все это рассказывала. Ей так было легче.

Про настоящий врачебный взгляд.
Я студентка старших курсов. У отца болит живот (острый холецистит). Я этот живот пальпирую и определяю симптомы Мерфи, Ортнера и иже с ними. Отец потом сказал, что он почти испугался: у меня на лице было написано, что он сейчас -не любимый папочка, а объект изучения. И мне не жалко больного, а интересно, что у него внутри.
Я уже взрослый реаниматолог. Получаю второе высшее. Пропустила зачет по какому-то заочному предмету (это когда препод знакомится со студентами уже на зачете). Написала реферат, отправила его преподу, а тот ответил, что хочет личной встречи, так как сомневается, что реферат написан именно мной. Я офигеваю и после очередного дежурства еду на встречу. У препода занятие, я сажусь на последнюю парту, борюсь со сном и почти бессознательно разглядываю его шею. Мышцы хорошо видны, я размечаю треугольники, прикидываю места вкола для установки яремного катетера. Препод ловит мой взгляд и явно пугается. В перерыве я подхожу к нему, представляюсь, он молча берет зачетку, ставит зачет и смотрит на меня как ребенок на злую ведьму. А мне даже не стыдно. Нечего было обвинять меня в плагиате.


С дальнейшей практикой доктор все четче разграничивает две свои ипостаси -врач и обычный человек -и учится быстро переходить от одной к другой. А на врачебную ипостась надевает удобную маску -так что настоящий врачебный взгляд, изучающий взгляд вглубь тела пациента, прорывается только в минуты усталости. Кстати, маски могут быть абсолютно разные: от вежливой и приветливой до грубоватой и покровительственной. Но в любом случае это -маска. Врачу, если он сейчас врач, не будут интересны никакие подробности вашей захватывающей биографии, кроме тех, что имеют непосредственное отношение к болезни. Про вашу кошку он будет слушать только если заподозрит токсоплазмоз или болезнь кошачьей царапины. Как бы вам не хотелось его искреннего участия в личной жизни вашей племянницы и ужасного Луиса-Альберто, вы его не получите.

Вернемся к разговору про любовь.
Врач может искренне любить вас. Но вот что именно он в вас любит, может вам не понравиться.
1.Врач может искренне любить вас как экземпляр любимой им болезни. Обычно это что-то редкое и интересное либо то, что он хорошо умеет лечить. Самые милые больные -это отеки Квинке. Преднизолон, может быть, адреналин и -вуаля!- умирающий полностью выздоравливает. Прелесть!
2. А еще ему могут искренне нравиться или не нравиться ваши анализы. Да-да, и мокроты, и мочи, и чего похлеще.

Относительно внимательности. Врачу интересно многое из того, на что вы не обратите внимания. Например ваш запах, замаскированный духами. Или замазанные тональником телеангиоэктазии. Но если он решит, что все понятно с первого взгляда, то потратит на осмотр всего пару минут. Особо внимательным к вам врач будет в двух случаях:
1.Если он считает ваш случай сложным. Пациенту на заметку: то, что врач при повторном визите не помнит вас в лицо и по фамилии, означает, что у вас все хорошо.
2. Если он считает вас неспособным понять его объяснения с первого раза. Тут уж чем внимательнее к вам врач, тем менее ...сообразительным он вас считает.

У такого отношения врач-пациент есть масса преимуществ:
1. Вы можете обсуждать с ним самые интимные аспекты своей болезни -он не вздрогнет от отвращения и даже не поморщится. Он знает, как выглядит ваша печень и селезенка, а также кишечник изнутри и снаружи, так что смутить его реально сложно.
2. Если вы встретите его потом в дружеской компании, не пугайтесь: он может помнить какие-то факты, но по сути, вы для него совсем другой человек из другого мира. Иначе гинекологи никогда бы не женились.
3. БОМЖ и министр в его глазах отличаются только чесоткой и вшами у первого и ожирением и геморроем у второго. Ибо социальный статус тоже из мира обычных людей.
4. Чтобы его оскорбить, вам нужно заставить его сменить ипостась с врачебной на человеческую. Это потребует значительных усилий. Пока вы для него пациент, никакие нападки его не заденут, он просто расценит их как одно из свойств больного организма. Если же вам все-таки удалось врача оскорбить -в этот момент он не ваш врач, а вы -не его пациент.
5. Да, и самое приятное. Врач всегда искренне заинтересован в том, чтобы вам помочь. Просто потому что его учили именно этому. Но только до тех пор, пока перед вами врач, а не загнанный в угол усталостью, нищетой или общей безысходностью человек.

Но есть и ощутимые минусы:
1. Врача не интересует ваша бездонная душа. Вся его убедительность направлена на одно: заставить вас следовать его рекомендациям. По сути, это манипуляция. Но именно она -антипод равнодушия.
2. Врач не будет с вами искренним и честным. Да и вам вряд ли захочется узнать, какие процессы внутри вашего тела он подозревает. В любом случае, вам он озвучит самую ...отцензурированную версию.
3. Врач никогда не посмотрит на вас как на равного собеседника. Его взгляд всегда сверху вниз. Вы можете быть академиком всех возможных наук, но в своей области он разбирается лучше вас. А сейчас имеет значение только это. Иначе зачем вам его консультация? Вы для него -то самое тело, которое он изучал столько лет в институте и позже. Потенциальный труп, уж простите за прямоту. Сравните: для себя вы всегда бессмертны.
4. Врачу не жалко вас, вместе с вашими тревогами, маленькой зарплатой и пьющей родней. Ему жалко тот гениально организованный организм, который вы последовательно разрушаете.
5. Врачу очень сложно примириться с мыслью, что его пациент имеет право на собственное мнение и собственные решения. Особенно на решение не лечиться и, в конце концов, умереть. Опять-таки, потому что его учили жизнь поддерживать и сохранять. Независимо от принципа свободы воли и прочих глупостей.

В общем, определяйтесь, господа пациенты, кого вы хотите перед собой во врачебном кабинете. Врача, которому интересно, по сути, одно: максимально сохранить ваше здоровье и жизнь. Или хорошего парня, внимательного слушателя, вникающего во все ваши проблемы, умелого организатора... в общем, человека вне врачебной ипостаси? Ибо врач, пока он врач, может только лечить и ничего больше.

Posts from This Journal by “медицина” Tag

  • Что такое ТЭЛА?

    Наверное, все слышали про тромбоэмболию легочной артерии. Тромб из ног прилетает в сосуды легких и нарушает там кровообращение с результатом от…

  • Санпросвет про температуру

    Из баталий про скорую вырисовывается один интересный момент. Люди, не медики, не понимают, при какой температуре надо вызывать врача на дом, а при…

  • (no subject)

    Кто угадает, что на снимке? Upd: Это гигантская аневризма дуги аорты. Пациент уже имел квоту на операцию, а у нас оказался просто пролётом.

Comments

( 79 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
reanimat
Mar. 11th, 2016 11:05 pm (UTC)
Чертовски верно.
sovenok101
Mar. 12th, 2016 05:09 am (UTC)
Спасибо!
sol_labas
Mar. 11th, 2016 11:55 pm (UTC)

Да не любви надо людям, а человеческого отношния. Чтоб врач не позволял себе выражений типа "Мужика себе заведи и все пройдет" или просто унизитеных замечаний или действий. Не раздеваться до гола без повода, не дрожать от холода в манипуляционной, иметь право прикрыться пеленочкой при гинекологическом осмотре... Это мелочи, но они дают вощможность чувствовать себя человеком, а не го....м.

sovenok101
Mar. 12th, 2016 05:09 am (UTC)
Ну, вы смешали все в кучу.
"Мужика себе заведи и все пройдет" -это говорит не врач, а обиженный жизнью человек. С ним и не надо обсуждать никакие медицинские вопросы.
...дрожать от холода в манипуляционной, иметь право прикрыться пеленочкой при гинекологическом осмотре... -это вопросы не к врачу, а к местной администрации, их функция организовать процесс максимально комфортно для всех участников.
Да, материальная и прочие стороны вопроса сильно мешают врачу оставаться врачом. Но это тема отдельного разговора.
(no subject) - chuka_lis - Mar. 21st, 2016 09:38 pm (UTC) - Expand
lakelet_k
Mar. 12th, 2016 12:59 am (UTC)
Спасибо. Очень хорошо написано.
sovenok101
Mar. 12th, 2016 05:03 am (UTC)
:))
olga74ru
Mar. 12th, 2016 04:31 am (UTC)
Мне, честно говоря, совершенно не нужна любовь врача. Если он профи, пусть просто поможет мне. Я готова все рекомендации выполнять.
Знать бы заранее, кто профи, а кто уже и не врач вовсе...
sovenok101
Mar. 12th, 2016 05:03 am (UTC)
Свидетельство эмоциональной зрелости:))
А профи -не профи -тема отдельного разговора.
moi_salon
Mar. 12th, 2016 06:42 am (UTC)
а я замечала, что те врачи, которые на меня периодически орут или как-то недовольны - мне лучше помогают, чем сверхвежливые.
sovenok101
Mar. 12th, 2016 06:45 am (UTC)
Наверное, так вы лучше слушаетесь, и опытный врач это видит:)
(no subject) - moi_salon - Mar. 12th, 2016 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - Mar. 19th, 2016 12:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - koshka_zima - Mar. 18th, 2016 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - Mar. 18th, 2016 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - koshka_zima - Mar. 18th, 2016 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moi_salon - Mar. 19th, 2016 12:38 am (UTC) - Expand
beloe_bezmozg
Mar. 12th, 2016 08:51 am (UTC)
Спасибо за интерес к моей теме :), но я-то имела в виду несколько другое (чтобы не сказать полное наоборот).
Я писала не о том, что мы вправе не испытывать эмоций. А о том, что мы вправе ИСПЫТЫВАТЬ эмоции - негативные. И при этом добросовестно работать.
Одна из самых лучших терапевтов, с которой я сталкивалась, вполне может сказать что-то вроде: "Как же меня достал этот козел, ну бывают же на свете такие сволочи, как с ним только жена живет... Знаешь, я тут ночью уснуть не могла, все про него думала - а может, это коллагеноз? Может, стоит ему сдать анализ на...?"
sovenok101
Mar. 12th, 2016 12:11 pm (UTC)
Мой посыл в том, что чувства и мысли врача пациента не касаются. Никак. Ибо для пациента он -функция. А пациент для него -объект починки. И дело врача -чинить его, по возможности, хорошо.
(no subject) - okhalatnikova - Mar. 14th, 2016 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 14th, 2016 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - okhalatnikova - Mar. 16th, 2016 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 16th, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - okhalatnikova - Mar. 16th, 2016 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 16th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
ksenb
Mar. 12th, 2016 09:40 am (UTC)

Интересно, а если для меня важно, чтобы врач общался вежливо, с участием и с об'яснением куда он меня посылает, что выписывает и зачем, это я хочу врачебной любви или это все таки норма взаимодействия?

sovenok101
Mar. 12th, 2016 12:13 pm (UTC)
Это уж вопрос к вам. Мой посыл в том, что вежливость и участие никак не связаны с качеством лечения.
(no subject) - ksenb - Mar. 12th, 2016 12:15 pm (UTC) - Expand
mindfactor
Mar. 12th, 2016 11:42 am (UTC)
Хорошо написали, спасибо.
sovenok101
Mar. 12th, 2016 12:17 pm (UTC)
Пожалуйста :)
ovcezhaba
Mar. 12th, 2016 11:45 am (UTC)
Жаль хороший текст. Потому что написано здорово, но те, кому это адресовано, не поймут.
Дело в том, что, с девяностых начиная, общество вырастило в себе изумительную прослойку. Люди (имя им легион) считают, что достойны любви и восхищения по факту. Как от родителей, так и от всех-всех-всех. Они не думают, что любовь нужно заслужить. Так вот. Они её не заслуживают. Хотя бы потому, что не делают ни одного движения в этом направлении, не напрягаются для других вообще. Но они её, любви, желают. А потому требуют от тех, на кого могут написать жалобу. От врачей. От кондукторов. От продавцов.
ksenb
Mar. 12th, 2016 12:17 pm (UTC)
Интересно, если я вежливо как пациент общаюсь с врачом, выполняю все рекомендации, прихожу в положенное время и т.д., то есть не напрягаю и не создаю лишних проблем, я имею право в ответ на вежливость и участие? вдобавок к профессионализму?
(no subject) - ovcezhaba - Mar. 12th, 2016 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 12th, 2016 12:19 pm (UTC) - Expand
tanina_solea
Mar. 12th, 2016 02:18 pm (UTC)
При том, что я согласна с обоими постами, простую взаимную вежливость никто не отменял))) Я стараюсь быть вежливой с пациентами, пациенты - не всегда))) но ведь и не все врачи стараются, так что тут баш на баш и как уж повезет.
sovenok101
Mar. 12th, 2016 02:26 pm (UTC)
Ну так выбор маски для общения с пациентом - дело вкуса врача. А со вкусом бывают проблемы. Я пыталась показать, что все это ну никак не отражает реальные процессы в голове у врача.
(no subject) - tanina_solea - Mar. 12th, 2016 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 12th, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Mar. 12th, 2016 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 12th, 2016 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanina_solea - Mar. 12th, 2016 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chuka_lis - Mar. 21st, 2016 09:56 pm (UTC) - Expand
veter_nad_rekoj
Mar. 12th, 2016 05:13 pm (UTC)
Мне понравилось, понятнее стало.

Я со стороны пациентов смотрю. У меня врач есть хороший, но общаться с ним сложно, и я часто думала о том, что у него в голове, и как найти к нему подход, чтобы узнать побольше.

Но вот это можно подетальнее пояснить:
Почему "Врач не будет с вами искренним и честным. Да и вам вряд ли захочется узнать, какие процессы внутри вашего тела он подозревает. В любом случае, вам он озвучит самую ...отцензурированную версию.

Мне вот очень хочется знать , что он когда подозревает, и я достаточно продвинута в области своего заболевания, лечусь давно и спокойна как удав.

Почему нельзя сказать правду?
sovenok101
Mar. 12th, 2016 05:45 pm (UTC)
А какую правду вы имеете ввиду? Про лечение, риски, продолжительность жизни и осложнения он расскажет. Про то, как сейчас выглядят ваши больные органы, насколько страдает и будет снижаться интеллект, насколько разумным и адекватным он вас считает он не расскажет ни за что.
(no subject) - veter_nad_rekoj - Mar. 12th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 12th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veter_nad_rekoj - Mar. 12th, 2016 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 12th, 2016 07:27 pm (UTC) - Expand
okhalatnikova
Mar. 14th, 2016 05:59 pm (UTC)
"БОМЖ и министр в его глазах отличаются только чесоткой и вшами у первого и ожирением и геморроем у второго."

Моя одноклассница, акушер-гинеколог, похвасталась на вечере встреч, что если к ней попадет, например, Исинбаева, или жена мэра, то к ней, конечно, будет другое отношение. А к обычным пациентам она лишний раз подойти брезгует. Порвался кто-то в родах - пусть интерны зашивают. Она даже не глянет. И т.д. и т.п.

Мне, честно говоря, после этого было очень противно с ней даже рядом находиться.

"Врач всегда искренне заинтересован в том, чтобы вам помочь."
Моя мама - терапевт высшей категории, с кучей специализаций и именно таким отношением к больным. И лет до 27 я верила, что большинство врачей тоже такие же. Ну потому что мамин круг общения был таким. А потом я попала в обычную московскую пульмонологию и увидела врачей других. А потом я полежала в московской же гинекологии (даже двух) и увидела, что других врачей много. Очень много. И они искренне заинтересованы не в том, чтобы помочь пациенту. А в чем-то другом. А потом моей племяннице с резус-конфликтом поленились взять анализ крови при рождении ("ну она же ночью родилась, чего же вы хотите? Вот если бы днем..."), а потом начали колоть лекарство от пневмонии, которой у нее не было и девочка умерла от анафилактического шока.

Поэтому для меня это очень сомнительный постулат. Не все врачи заинтересованы в том, чтобы помочь. Увы. Есть те, кто заинтересован, и они, работающие в условиях российской медицины, просто герои, на мой взгляд. Но их мало.
sovenok101
Mar. 14th, 2016 06:08 pm (UTC)
Скажем так. Те, кого вы описываете. покинули врачебную ипостась.
Насчет мало -очень ошибаетесь. Личный опыт еще не статистика.
(no subject) - okhalatnikova - Mar. 16th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Mar. 16th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chuka_lis - Mar. 22nd, 2016 04:34 am (UTC) - Expand
okhalatnikova
Mar. 17th, 2016 09:19 am (UTC)
Ну вот я программист. Для меня обязательным является повышение квалификации и самоообразование, если я хочу быть полезной и эффективной в своей профессии (а я хочу). IT-область очень быстро меняется. Моя мама-терапевт (работающая пенсионер) минимум раз в год ездит на всякие обучающие курсы, чтобы знать про современные методы лечения и новые лекарства.
Когда я 11 лет назад попала в московскую пульмонологию (Боткинская больница), меня лечили 24 дня капельницами с древним антибиотиком с кучей побочек (это потом выяснилось). В это же время коллегу мужа в другой московской клинике лечили просто уколами другого антибиотика(не помню по времени, но раза в два меньше было), а племянника в Волгограде вообще таблетками сумамеда. Когда я в середине своего лечения об этом узнала, то поплелась к заведующей, которая как раз вела нашу палату и очень робко спросила, что, если у стационара нет возможностей, то может быть, я сама куплю сумамед и его попринимаю, раз 12 дней их антибиотика мне помогли не очень. Его же все равно нужно было менять. На что мне заведующая сказала, что в ее отделении сумамед не принимают и не будут принимать, потому что она НЕ ВЕРИТ, что пневмонию можно вылечить за три дня. То есть ей как в институте рассказали, чем лечить пневмонию, так она ее 20 лет и лечит. И просто НЕ ВЕРИТ в новые схемы лечения. У них в отделении был очень большой процент повторных больных, которые через неделю после выписки возвращались опять с пневмонией, и это ни на какие мысли никого не наводило. Для меня вот это - признак непрофессинализма, когда врач не считает нужным отслеживать достижения медицины хотя бы в своей области.
При этом я ей ОЧЕНЬ благодарна, потому что она мою пневмонию услышала ("хрипишь, как паровоз") и отправила на рентген, а врач-участковая до этого даже направление на рентген давать отказывалась, потому что она у меня даже бронхита не слышала. Кашель, 4 дня 39,5, но направление на рентген - никак. Лечитесь бисептолом и не отвлекайте по пустякам.
Зато я теперь очень много знаю про антибиотики, пробиотики (я год потом ЖКТ восстанавливала), работу ЖКТ и эффективную дыхательную гимнастику :). Ну и про то, что не все врачи одинаковы :). Я до этого врачам доверяла безусловно :).
Ну а в гинекологии, там скорее человеческие качества под вопросом. Когда хороший, грамотный врач приходит и говорит девочкам на сохранении, что это природа решила избавиться, а мы ей (природе) мешаем, то это для меня тоже за гранью. При том, что лично я себя чувствовала настолько прекрасно, что собиралась в отпуск за границу, а мой врач (мне, к сожалению, попалась специалист по невынашиванию) решила перестраховаться и придумать мне диагноз. Но это я сильно потом узнала, а на тот момент, конечно, сильно расстраивалась. Ну и кучу ненужных лекарств во время беременности получила.
А другой врач говорила тем, кто второго ребенка ждали, что они только ради материнского капитала здесь лежат, отсюда все их проблемы.
И все трое при этом были хорошими, грамотными специалистами.

И очень многое, на мой взгляд, идет от того, что врач к пациенту относится сверху вниз. Пусть будет сверху вниз, но врач все-таки не истина в последней инстанции, а многие себя так и ощущают. Я начальник - ты дурак, я все знаю - ты никто и твое мнение в расчет вообще не принимается. Когда пациент высказывает сомнения, то очень часто следует такое ироничное "вы разве врач?". Но на мой взгляд, выздоровление лучше идет, когда человек понимает, что за процессы идут в его организме, что является серьезным отклонением в течение его болезни, а что - естественные последствия, чем когда просто глотает таблетки и ждет чуда выздоровления. И для этого нужно объяснить, а многие врачи часто считают это ниже своего достоинства. Их так в институте научили. Я вот к пользователям прихожу и объясняю, почему программа работает так а не иначе, если надо - то как для пятилетних детей объясняю, чтобы они сами могли работать осознанно. Чем осознаннее, - тем лучше. Я же не начинаю им рассказывать, что они никогда не поймут сложных алгоритмов этих программ, а меня этому в институте долго учили. Моя задача - чтобы они свою часть программы как можно лучше изучили, для этого я должна как можно лучше и интереснее объяснить, каждому - на его уровне. И врачи есть, с таким походом, я точно знаю :).
sovenok101
Mar. 17th, 2016 10:27 am (UTC)
Ну вот хоть убейте, не вижу связи ваших историй с моим текстом. Я разве писала, что врач не должен поддерживать свой уровень или не должен разъяснять лечение пациенту или имеет право его оскорблять? Мой пост про эмоциональную автономию врача от пациента, а все остальное вы придумали сами. Более того, эмоционально отстраненный врач - очень хороший манипулятор, он не только все вам понятно растолкует, но и внушит, что его лечение -самое современное и крутое в мире. Потому что он заинтересован в том, чтобы пациент выполнял назначения, это часть врачебной работы.
Кстати, насчет суммамеда та заведующая была абсолютно права: им можно вылечить только очень маленькую пневмонийку и, вообще, это не препарат первого ряда для них.
okhalatnikova
Mar. 17th, 2016 12:25 pm (UTC)
Прошу прощения. Видимо, у меня пошла связка из последнего абзаца, где врач практически противопоставляется хорошему слушателю.
А пациентам чаще всего нужна не любовь, а банальная вежливость. А то отношение врача к пациенту как к телу часто перерастает в отношение к человеку, как к мебели.
sovenok101
Mar. 17th, 2016 12:29 pm (UTC)
Врач не хороший слушатель: он слушает только то, что считает важным для работы.
Может и как к мебели, но сам врач тогда будет краснодеревщиком, то есть мастером, который посвятил этой мебели всю свою жизнь.
anna_bpguide
Mar. 18th, 2016 03:57 pm (UTC)
Мне кажется, все что здесь так убедительно написано - показатель утраты умения общаться с человеком без любви, но с уважением.
Не надо любить, конечно, не надо.
Но и видеть в человеке только объект - не правильно.
sovenok101
Mar. 18th, 2016 04:38 pm (UTC)
Врач уважает пациента куда больше, чем этого хотел бы сам пациент. Только не то, чем и о чем вы думаете, а его организм. Любой врач испытывает к его устройству огромное уважение. И поломка, а тем более потеря этого организма для врача крайне неприятна. Разве это плохо?
Вот, кстати, альтернативный взгляд на вещи. http://sovenok101.livejournal.com/57481.html?thread=760969#t760969
Выбирайте, так сказать, на свой вкус.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 79 comments — Leave a comment )

Profile

sovenok101
sovenok101

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono