?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Белогрудку.

Че-то я страшно зла.

Младшему задали сочинение по рассказу Астафьева "Белогрудка". Честно говоря, раньше я эту пакость не читала, так что вид застывшего над тетрадкой ребенка меня сильно озадачил. Обычно он такие задания выполняет без особых проблем.

Для тех, этот триллер еще не читал, краткое содержание. У куницы родились кунята. Мимими -описание того, как мать их любила и ухаживала. Кунят утащили деревенские мальчишки. Мать вычислила дом, но не смогла войти из-за собаки. Зато лично наблюдала, как один из кунят умер из-за плохого обращения и его скормили той же собаке (сцена поедания описана в красках). Взрослые велели детям отнести оставшихся кунят на место, но те выбросили их в овраг, и их съела лиса. Куница озверела, подстроила гибель цепной собаки, а потом начала убивать всю живность, до которой могла дотянуться. В итоге ее пристрелили (процесс описан с массой подробностей), а люди решили, что воровать кунят нехорошо. Хеппи-энд.

Внимание, вопрос: зачем это читать второкласснику? Не, в учебнике есть вступление, мол читать трудно и грустно, но жизнь, вообще, не малина. Что разумного-доброго-вечного он оттуда вынесет? Что мучить животных плохо? Если ко второму классу ребенок этого еще не понял, то не поймет и дальше. А для тех, кто с воображением и умеет чувствовать чужую боль, такое чтение невыносимо. У Тургенева в "Му-му" хоть есть красота слога и философский подтекст. А здесь с художественными достоинствами тоже все не айс.

В общем, я написала учительнице, что мой сын писать сочинение по этому рассказу не будет, все претензии ко мне, готова рассмотреть альтернативу. И объяснила: рассказ жестокий и без художественных достоинств. Наверное, это плевок в нежную учительскую душу, но тут уж ничего не поделаешь.

Posts from This Journal by “бурчание про жизнь” Tag

  • (no subject)

    Зав.эндокринологии, осмотрев нашу очередную даму 150+, пылая праведным возмущением: -Размер их не беспокоит, усы и борода их не беспокоит, диабет уже…

  • Опять про СЛР

    Вчера провожала старшего в поход в Карелию. И имела долгий и тяжёлый разговор с руководителем похода - опытным парнем лет 30. Недавно он летел вот…

  • Про сон

    Сейчас самая больная тема -сон. Когда вернётся заведующий, я в тот же день сначала напьюсь, а потом просплю трое суток подряд. Не, я понимаю, что…

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
moi_salon
Apr. 11th, 2016 08:39 pm (UTC)
Скажите сыну, что взрослая тетя этого Астафьева так и не смогла прочитать. Хотя в программе был и в школе, и в институте.
Хоть как, но обходила этого автора.
Не могу и всё.
sovenok101
Apr. 11th, 2016 08:58 pm (UTC)
Скажу)) Я тоже как-то прожила мимо него. Так что оказалась неподготовленной.
lakelet_k
Apr. 11th, 2016 08:50 pm (UTC)
Жесть ...
Хорошо придумали с сочинением, возьму на заметку на всякий случай
sovenok101
Apr. 11th, 2016 09:00 pm (UTC)
Еще не известно, чем все закончится.
lakelet_k
Apr. 12th, 2016 02:34 am (UTC)
Очень бы хотелось узнать, как учитель отреагирует.
sovenok101
Apr. 12th, 2016 04:49 am (UTC)
Напишу))
nuretz
Apr. 11th, 2016 08:50 pm (UTC)
Оооо божы! Зачем ты мне это напомнила. В моей начальной школе было два кошмара: Астафьев и Некрасов, быдлонытики.

Edited at 2016-04-11 08:51 pm (UTC)
sovenok101
Apr. 11th, 2016 08:59 pm (UTC)
Ну из Некрасова хоть всякие песенки неплохо получались. А что с этим делать, прям даже не знаю...
nuretz
Apr. 11th, 2016 09:02 pm (UTC)
Я никогда не понимала, нахрена вот эта вот проверка на эмпатию. Все эти куницы и белые бимы. Если её нету, то жалостливыми кровавыми историями её не породить.
sovenok101
Apr. 11th, 2016 09:04 pm (UTC)
Нет, никаких бимов. Кому хочется треша, могу устроить экскурсию в реанимацию или на вскрытие. А любоваться, как мучают зверюшек не разрешу.
user_ami
Apr. 13th, 2016 01:25 am (UTC)
Ну-ну!
В реанимацию и родственников-то не всегда пускают, не говоря уж о посторонних!
sovenok101
Apr. 13th, 2016 04:55 am (UTC)
Это как с дежурным врачем договоришься))
beloe_bezmozg
Apr. 12th, 2016 02:17 pm (UTC)
Я очень люблю Некрасова. В частности, "Кому на Руси жить хорошо" С детства. Честное слово.
Просто читать его надо не в школе.
его читала летом, лежа на траве на лесной полянке... до сих пор в памяти - сладкий, медовый запах каких-то трав, жара, шум берез где-то высоко и "в каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай, на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков..."
А кошмар - это Толстой и Достоевсий. Мой отец вообще считал, что этих авторов надо запретить читать людям моложе 40 лет :)
sovenok101
Apr. 12th, 2016 07:06 pm (UTC)
Некрасов слишком вписан в школьный фольклер, так что его не выкинешь. Хотя сюжеты у него, конечно, не для школьного разбора. Про Толстого и Достоевского: по одному небольшому произведению, чтоб заинтересовать, и обсудить стилистические приемы, и хватит. Проблематика у них - точно не для школьников.
user_ami
Apr. 11th, 2016 09:41 pm (UTC)
Насколько понимаю, рассказ о том, что много горя можно причинить не только по злобе, но и просто от безалаберности. И о том, что от горя можно обезуметь. А вообще любое произведение из школьной программы можно описать примерно так же. Вы правда говорите "В "Муму" хоть есть красота слова и философский подтекст", философский подтекст при желании можно разглядеть и в скорлупе выеденного яйца, а красоту вообще непонятно как обосновывать.
sovenok101
Apr. 12th, 2016 04:47 am (UTC)
"Му-му" хоть не во втором классе. Хотя ее я тоже терпеть не могу. Но не могу не признать, что рассказ сильный.
Про горе можно рассказать и не так отвратительно.
dancerontheice
Apr. 11th, 2016 10:11 pm (UTC)

Вполне возможно, что учительница и сама не рада, что оно там. В программе.
А вообще, столько программных произведений вызывает у меня как минимум недоумение (а если учитывать и возраст, когда это предлагается, так вообще большинство), что я совершенно не удивлена. Не знаю, как это пережить с ребенком, не провалить и не убить желание читать классику.

sovenok101
Apr. 12th, 2016 04:48 am (UTC)
Может, если родитили будут возмущаться, что-то изменится?
anna_khanova
Apr. 12th, 2016 12:49 pm (UTC)
Возмущаться надо только не учителям, а выше. Тогда есть шанс. Как и в медицине, нет смысла жаловаться районному терапевту.

PS спасибо за небездействие, жду продолжения истории.
samavara
Apr. 12th, 2016 05:57 am (UTC)
У вас какая программа? У нас этого не было.
sovenok101
Apr. 12th, 2016 06:04 am (UTC)
Какая-то классическая. Ребенок вернется -сфоткаю учебник.
abolin
Apr. 12th, 2016 06:57 am (UTC)
видимо система Занкова, учебник Лазаревой
sovenok101
Apr. 12th, 2016 07:12 pm (UTC)
Ага, Лазарева.
beloe_bezmozg
Apr. 12th, 2016 02:14 pm (UTC)
Да, мрачненько.
Ну, я уже писала - у меня практически ВЕСЬ учебник литературы за 7-ой класс вызывает схожие чувства. Чтобы так подобрать произведения, надо ненавидеть и детей, и литературу.
sovenok101
Apr. 12th, 2016 06:54 pm (UTC)
Это да. Но тут, вообще, второй класс. Отвратительна вообще постановка проблемы: люди и животные поменялись местами. У животных масса вполне человечных чувств, а люди - бесчувственные садисты.
user_ami
Apr. 13th, 2016 01:17 am (UTC)
Между прочим, Конрад Лоренц говорил про животных так: "Эмоционально они люди, только с очень слабым интеллектом".
sovenok101
Apr. 13th, 2016 04:57 am (UTC)
Не сомневаюсь. Тем более, показывать из чувства на контрасте с людским бездушием - ну не для детей это.
sovenok101
Apr. 13th, 2016 07:08 am (UTC)
Не сомневаюсь. Тем более, показывать из чувства на контрасте с людским бездушием - ну не для детей это.
abolin
Apr. 13th, 2016 10:10 am (UTC)
выше ценят редкое: людей много, животных (рядом) меньше, отсюда тенденция
вот, например http://abolin.livejournal.com/6423.html
sovenok101
Apr. 13th, 2016 10:25 am (UTC)
Интересная мысль. Но тогда тем более: редкий и с человеческими чувствами. Выжимает в два раза больше слез.
ncuxuamp_pro
Apr. 12th, 2016 11:04 pm (UTC)
у моего второклассника такого ужаса в программе нет, к счастью. Какая вы молодец, что мальчика защищаете.
Я тоже такое в школе не проходила, и старший сын тоже. Но для меня в детстве моральной травмой были рассказы Сетона-Томпсона.
sovenok101
Apr. 13th, 2016 04:54 am (UTC)
Сетон-Томсон как-то по-человечнее. Рыдательно, конечно, но не такой треш.
anna_bastet
Apr. 13th, 2016 06:31 am (UTC)
Сетон-Томпсон гораздо рыдательнее - потому как ближе к правде жизни )). Мне над Афанасьевым рыдать помешало то, что я хорошо знала уже зоологию (Даррел форева!)- если отобрать кунят, а потом вернуть - мать их бросит или передушит - запах ей помешает их узнать. Никакой мести куница осуществить не в состоянии, кроме самой примитивной - тяп за палец в процессе. Ну, и у деревенских детей отношение к животным - без сантиментов. Они их разводят, едят и убивают, охотятся на них. Мне одна пациентка рассказывала, что ее муж - деревенский - предлагал взять в дом (городскую квартиру) кролика для дочки. А потом, когда вырастет - съесть. И завести нового. Так что рассказ - дурная фальшивка от начала до конца.
sovenok101
Apr. 13th, 2016 07:02 am (UTC)
Астафьев же))
В том-то и пакость, что, по сути, в рассказе имеет место замена зверей на людей и обратно. То есть, это рассказ об убийстве человеческих детей на глазах у матери.
anna_bastet
Apr. 13th, 2016 07:17 am (UTC)
Ну, мне так не показалось, если честно. Скорее - сентиментальничанье горожанина, такой доморощенный Гринпис худшего толка. А что природа может отплатить - у Киплинга гораздо лучше описано. Ребенок-то как к этому рассказу отнесся? Буквально или символически (то-есть это для него всё-таки было про куницу - или про маму и детей?)?
sovenok101
Apr. 13th, 2016 07:27 am (UTC)
У ребенка смесь отвращения и рвотных позывов))
Я ему, честно говоря, идей про детишек не подаидывала, он и так впечатлительный.
Ну есть же прием - аналог олицетворения- который приписывает неразумным существам разум и соответствующие эмоции. Вот тут он и применен во всей красе.
anna_bastet
Apr. 13th, 2016 08:22 am (UTC)
Угу ))
avvainkukka
Aug. 28th, 2016 02:05 pm (UTC)
Здравствуйте!
Тема затронула - захотелось прокомментировать. Думаю, "нежная учительская душа", скорее всего, сама не рада таким рассказам - сейчас программу спускают сверху, шаг влево-вправо - расстрел.
По сути, никакого творчества и выбора для учителя, тех компонентов, которыми традиционно заманивали в профессию молодежь, даже близко не осталось.
( 38 comments — Leave a comment )