?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Август -сезон бабушек

В выходные слышала от осведомленной знакомой, что, мол, на московской скорой есть распоряжение не госпитализировать больных старше 70 лет. Удивилась.

И именно в понедельник в отделении оказалось просто засилье бабушек 80+. Длительно лежачих. Не вступающих с окружающим миром даже в минимальный контакт. Разумеется, имеющих поводы для нахождения здесь: пневмония, пиелонефрит, декомпенсация диабета, просто не кормили-не поили-пролежни не обрабатывали... Те что без повода оседают в терапиях. Или в неврологиях.
И родственники, явно уставшие от проблем ухода (что по-человечески очень даже понятно).
Родственники, кстати, в отличие от бабушек, ведут себя на удивление разнообразно. И одновременно очень предсказуемо.

1. вид исчезающий и внушающий почтение, граничащее с восхищением:
"Доктор, как только станет получше, мы ее тут же заберем. В отделении уже ждет сиделка (или мы будем сами ухаживать, как только...).
У таких родственников бабушки обычно ухоженные, чистенькие, без пролежней, с маникюром-педикюром и с аккуратными волосами. Наши медсестры умиляются, сюсюкают и бабушку всячески привечают: они лучше других умеют ценить чужой труд.

2. хитрецы:
"Доктор, да она еще вчера борщ варила! А сегодня что-то раз -и вставать перестала. И говорить почему-то тоже..."
Ага. У бабушки пролежни во всю заднюю половину, опрелости во всю переднюю половину и ногти на ногах, заканчивающиеся где-то в районе пяток. Она на этих ногтях явно как на пружинах прыгала, когда тот борщ варила. Обычно эти родственники исчезают сразу, сдав бабушку нам, и появляются только под угрозой выписки. В надежде, что сей страшный момент можно оттянуть уговорами или же требованиями вернуть бабушке способность варить борщ.
Медсестры, приводя такую бабушку в порядок, злятся на весь мир: и бабушку жалко и себя (труд это тот еще) и родню прибить хочется, а, главное, все бесполезно: вернешь ее родственникам, а через пару недель она поступит снова и в том же состоянии. Лежачие больные, увы, небрежный уход не прощают.

3. умельцы спихивать:
"Доктор, ее только что выписали из больницы такой-то, а до этого из больницы сякой-то..." и протягивают кучу выписок с одним и тем же диагнозом: последствия ОНМК, длительная иммобилизация, ИБС... В общем, они вызывают скорую через 5-7 дней после выписки из предыдущей больницы. И скорая покорно везет. Потому что связываться -себе дороже.
Медсестры вздыхают и сыплют шутками типа "полечил сам -дай полечить другому".

Не, все, конечно, не так уж плохо. И наплыв бабушек в августе просто знак того, что даже самые преданные родственники нуждаются в отдыхе. А вот вернутся и с новыми силами...
Но грустно другое. То, что уход за лежачим больным -вещь во всем мире очень и очень дорогая -у нас не предусматривается нигде и никем. Кроме разве нашего отделения.
В соматических отделениях для этого нет персонала от слова совсем. Ни санитарок ни медсестер. А платные сиделки стоят столько, сколько среднестатистические родственники не зарабатывают.
На дому же такой больной и его близкие также не получают помощи от слова совсем -вроде их должен навещать терапевт, но толку от этого никакого -здесь нужна активная и ежедневная помощь опытной медсестры. Или сиделки, которая стоит столько... И вообще, никто и никогда не ожидает, что близкий человек когда-нибудь постареет и потребует ухода. Не ожидает, не планирует и не готовится не морально, не материально.
Хосписы, дома престарелых, отделения по уходу...про них проще сказать, что их просто нет, нежели перечислять отдельные исключения. Ибо стоят подобные заведения дорого, прибыли не приносят, а омс ничего такого не покрывает.

В общем, мы все надеемся умереть рано во сне от сердечного приступа. И ни в коем случае не дожить до возраста, когда какой-нибудь усталый врач стационара напишет в истории болезни: "Длительно иммобилизированный больной. В сознании, контакт затруднен из-за выраженных когнитивных нарушений". И спросит не менее усталых родственников: "А что вы, собственно, от нас ожидаете?" А те будут отводить глаза, хитрить и пользоваться иносказаниями. Вместо простой фразы: "Доктор, дайте нам возможность хоть немного передохнуть!"

Posts from This Journal by “работа” Tag

  • (no subject)

    Сегодня просто позорно не узнала пациента, которого лечила ровно месяц. Того самого, из хирургической загадки. Подбегаю к лифту, а там стоит молодой…

  • (no subject)

    Мужчина, 60+, провел у нас 3 дня. Опухоль толстой кишки, перфорация, перитонит. Хирурги все убрали, помыли, дренировали, зашили. Практически сразу…

  • Панкреонекроз и свищ

    Перевели в хирургию пациентку, которая провела в реанимации 35 дней. Панкреонекроз. Никакого алкоголя, осложнение желчно-каменной болезни. Женщина,…

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
psy_tati
Aug. 2nd, 2016 08:04 pm (UTC)
Обнять, и плакать... да,и молиться о том, чтобы однажды с вечера еще сварить борщ, сходить на базар, погулять с внуками, поговорить с детьми, а потом лечь, уснуть и не проснуться...
sovenok101
Aug. 2nd, 2016 08:07 pm (UTC)
Такое дается только святым.
psy_tati
Aug. 2nd, 2016 08:11 pm (UTC)
Значит отец у меня, Царствие ему Небесное, был святым...
sovenok101
Aug. 2nd, 2016 08:14 pm (UTC)
Определенно))
psy_tati
Aug. 3rd, 2016 08:14 am (UTC)
Да, интересно вот только, это по наследству передается? )))
e_arifullina
Aug. 3rd, 2016 08:39 am (UTC)
/...молиться о том, чтобы однажды с вечера еще сварить борщ, сходить на базар, погулять с внуками, поговорить с детьми, а потом лечь, уснуть и не проснуться.../
+1000500.
Так умер дед моего мужа - от инфаркта. Вот только инфаркт этот был четвертым по счету.

В общем, "Выпьем за сердечно-сосудистую!" - как говорили в нашей врачебной семье. И три поколения, сидящие за столом, чокались. Четвертому (мне) не наливали по малолетству.

Edited at 2016-08-03 08:39 am (UTC)
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:34 pm (UTC)
Однозначно. Остановка серда наше все, лишь бы никто реанимацией не озадачился.
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:33 pm (UTC)
Святость? Если верить Библии, то нет))
psy_tati
Aug. 3rd, 2016 02:48 pm (UTC)
Жаль...
dr_mcartames
Aug. 2nd, 2016 08:23 pm (UTC)
Вариант: "Ещё вчера с собачкой гуляла".
А за выписки родственникам спасибо. Не приходится в ночи голову ломать над диагнозостроительством. Хуже когда явный букет всего, а из бумажек - только справка о сделанных в детстве прививках: "Доктор, да она у нас вообще здоровая всегда была". И сидишь, превращаешь здорового необследованного бодрячка в декомпенсированного хроника-инвалида. А если умрёт в отделении, такие родные непременно возмутятся: "Как же так, всегда здорова была, что вы там насочиняли!"
sovenok101
Aug. 2nd, 2016 08:27 pm (UTC)
Ага. И рентген-узи-КТ всей бабушки посреди ночи.
Как вариант претензии: "мы ее к вам живой привезли!"
e_arifullina
Aug. 3rd, 2016 08:40 am (UTC)
/ И рентген-узи-КТ всей бабушки посреди ночи. /
Угу... ((( И вызвать экстренно гинеколога / невропатолога /... (далее по списку)
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:01 pm (UTC)
Чтоб с диагнозом на секцию не промахнуться((
tanina_solea
Aug. 2nd, 2016 08:37 pm (UTC)
О, как знакомо-то... Лежачие больные - это пиздец, причем для всех: самих больных, родственников, медпорсонала...
Хотела сказать про сиделок: мало того, сколько они стоят, так они бы еще что делали... У нас в отделении хорошей считается сиделка, которая, видя какой-то непорядок, врача зовет. А не забивает на то, что дедушка дышит через раз.
sovenok101
Aug. 2nd, 2016 08:43 pm (UTC)
Я всегда говорю, что самая крутая сиделка - реанимационная медсестра. Все знает, умеет и способна правильно оценить. Только наши девочки в сиделки не идут, хоть и получают копейки. А так-то ведь сиделок никто не обучает, даже если и есть опыт работы сестрой где-нибудь в терапии.
dancerontheice
Aug. 3rd, 2016 06:19 am (UTC)

Ох да, лежачие - это жесть. А у нас еще и безвыходная жесть какая-то. Хотя вот мои знакомые такую пристроили в пансионат. Не бесплатно конечно получается, но терпимо. Бабушкина пенсия половину этой радости тянет. Ничего запредельного, но уход вроде нормальный.

sovenok101
Aug. 3rd, 2016 01:59 pm (UTC)
То есть к пенсии еще столько же надо добавить? Ничего, вполне. Сиделка стоитс от 2 тыщ в сутки. Мск.
yagaya_baba
Aug. 3rd, 2016 04:23 pm (UTC)
В контакте пробегала недавно реклама сети пансионатов - от 960 р в СПб и ЛО и от 1400 примерно в МО. В сутки. Лежачих тоже берут.
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 04:53 pm (UTC)
Это 30-45 тыс в месяц. Цена разумная, но... В Москве это зарплата реаниматолога за 8-10 суток. И вообще неплохая зарплата.
yagaya_baba
Aug. 3rd, 2016 05:46 pm (UTC)
Да, в размер зарплаты. Но это - доступный и гуманный выход, чтобы хотя бы раз в год на месяц семья могла прийти в себя и восстановиться, пока больной находится в человеческих условиях.
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 06:05 pm (UTC)
На месяц да. А на все время - тяжко.
dolennarven
Aug. 3rd, 2016 06:29 am (UTC)
Ооо, мы тоже регулярно с такими сталкиваемся, хоть и работаем на дому. Только там в основном "сделайте, чтоб бабуля снова начала говорить/ходить/трудиться по дому и по возможности марафон бегать" и "ой а что одной капельницы не хватит?!" (обычно когда речь идет о капитальном таком ОНМК)
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:03 pm (UTC)
Вот эта восхитительная убежденность, что если поставить правильную капельницу, то старость отменится и наступит бессмертие.
dolennarven
Aug. 3rd, 2016 02:19 pm (UTC)
Да уж, просто панацея от всех болезней
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:35 pm (UTC)
Главное, врачи ее знают, но просто так не дают.
beloe_bezmozg
Aug. 3rd, 2016 06:53 am (UTC)
Особенность маленьких городков - у нас невозможен п.3, да и с п.2 может прокатить не более одного раза. Мы своих хроников знаем и помним.
А вообще случаи бывают самые полярные, я о некоторых писала.
Про мужчину с глубоким гнойным пролежнем от середины спины до середины бедер и с кровавыми корками на наружных половых органах и внутренней поверхности бедер - и про его сына, который, брезгливо отворачиваясь, твердил, что отец неделю назад сам в магазин ходил.
И про женщину, более 10 лет назад перенесшую инсульт. Способность к самообслуживанию - перебраться с кровати на кресло ли на судно и обратно, донести до рта ложку с кашей... Способность к контакту - мычание и жесты одной руки. При этом в ясном уме твердой памяти (не только муж, но и наши медсестры с ней неплохо объясняются). Чистенькая, ухоженная, причесанная... Раз в год муж кладет ее в больницу, типа "прокапаться для сосудов" (распространенное среди больных поверье :(, и мы чуть ли не в приказном порядке запрещаем ему сидеть с ней эти 2 недели - "сами-то отдохните, мы пока и сами справимся..."
А между этими двумя полюсами огромное разнообразие промежуточных форм.
Помню одну родственницу... До сих пор не понимаю, зачем она продолжала врать, что ее мама "только вчера ходила" - такие пролежни не образуются за сутки. Я ей говорю: "Ну ладно, Вы "Скорой" врали, чтобы ее привезли, в приемном врали - но она уже в отделении, 2 недели отлежит, теперь-то Вы зачем врете? Ну не меньше недели она у Вас лежит, а вернее месяц!" - а она все свое... Мне было стыдно слышать это, стыдно за нее - а ей нет...
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:08 pm (UTC)
А что вы делаете, когда их просто привозят? Пролежень-то все равно лечить надо. А потом выпишешь, а они ее несколько дней не покормят, не подвигают - и с гиполикемией и пневмонией снова в больницу.
beloe_bezmozg
Aug. 3rd, 2016 02:23 pm (UTC)
То же, что и вы - моем, лечим, кормим... и выписываем в те же условия.
Иногда, крайне редко, передаем в прокуратуру данные о "дефиците ухода". В паре случаев дело заканчивалось оформлением в дом престарелых.
Один случай вспоминаю с бессильной злобой, аж трясет от сознания нашей беспомощности. Привезли такую вот бабушку... голодную, недопоенную, грязную. Ну, полечили, прокапали, дело к выписке... появляется сын (до того 2 недели не появлялся), начинает традиционную песню "А что, она совсем здорова, что вы ее уже выписываете?", потом накануне выписки приходит с утра... и больная впадает в кому, а к вечеру умирает. Все бы ничего, больная - из тех хроников, которые могут прожить еще пару лет, а могут - пару часов. Вот только ее соседка (та самая парализованная) ясно видела, что сын дал ей какие-то три таблетки... Он-то ее в расчет не брал, думал - она неконтактна...
Мы не поднимали шума. Что бы мы доказали? Если он не совсем идиот, то дал ей что-нибудь такое, что у нас в больнице есть (снотворное или сердечное), и как бы мы доказали, что это - не наш косяк? Показания парализованной больной с грубой дизартрией вряд ли приняли бы в суде...
Но хоть душу отвели - наговорили этому сыну и его жене ВСЕГО. Пожелали им таких же деток и такой же смерти...
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:32 pm (UTC)
Обожемой!
У нас, слава богу, бывают только намеки от родни: мол, наверное умрет, а как скоро...
e_arifullina
Aug. 3rd, 2016 08:53 am (UTC)
Как всё верно, уважаемые коллеги...

Легкой жизни я просил у Бога:
Посмотри, как мрачно все кругом.
Бог ответил: подожди немного,
Ты меня попросишь о другом.

Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить -
Легкой жизни я просил у Бога,
Легкой смерти надо бы просить. (с)
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:09 pm (UTC)
Как точно!
vol631
Aug. 3rd, 2016 09:55 am (UTC)
Спасибо покойнице теще, зная за всеми своими родственниками по женской линии потерю способности ходить к старости, подхватила желтуху и отказалась категорически на госпитализацию. Когда совсем стал край, без сознания, скорая смогла забрать, а так только отмахивалась и писала отказ. Уговоры не помогли....
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:10 pm (UTC)
Э...умирать от холангита (это же был он?) в наше время как-то нее айс.
vol631
Aug. 3rd, 2016 02:39 pm (UTC)
Патологоанатом на третий день не смогла назвать причину. Не камень, не гепатит... Ес-но печень "вся расплавлена". Я так понял что образцы отдали на исследование, потом у патологоанатома случился отпуск. Надо бы заехать узнать результаты.
Теща реально была упертым человеком, ни кто не смог уговорить.
sovenok101
Aug. 3rd, 2016 02:42 pm (UTC)
Ну да. Уважать свободу выбора близкого человека тяжело, по себе знаю. Царствие небесное ей!
premorbid
Aug. 4th, 2016 06:57 am (UTC)
Нам (реаниматологам) остается надеятся, что, случись чего, попадем в родное отделение, где нам обеспечат эвтаназию. Друг с другом этот вопрос уже обсудили - при инсульте и прочих хронико-иммобилизационных патологиях дать спокойно уйти, а не вешать на трубу...
sovenok101
Aug. 4th, 2016 06:45 pm (UTC)
Ох, не верю я в такие договоренности. Про себя знаю, что дрогнет рука и воткну трубу. А потом буду тянуть и не отпускать, втайне надеясь, что законстатирует другой врач.
premorbid
Aug. 5th, 2016 08:10 am (UTC)
Сам не верю, но надежда-то сохраняется ;-)
tigressee
Aug. 5th, 2016 09:21 am (UTC)
У меня со стороны отца и бабушка и дед умерли во сне, просто не проснулись. Бабушка, вроде, из за сердца, а у деда был рецидив рака и он не захотел лечиться (хотя сам был врачом). Со стороны мамы - все от инсультов, после 3-4 лежат несколько месяцев и все.
( 39 comments — Leave a comment )