?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Недавно посмотрел эстонский фильм «Класс» о школьной иерархии и подростковой жестокости. Постоянно возникал вопрос: что бы я делал на месте жертв издевательств? Ничего, кроме воспитания в себе ответной агрессии и разрешения самому себе быть жестоким, не пришло на ум. Возможен ли путь — выскочить из роли Жертвы, минуя роль Тирана? Ведь в таком обществе мало места полутонам».
Здравый вопрос, казалось бы. О травли снято много фильмов, «Класс» не единственный. «Класс» — хорошая картина, тем более что она сделана на подлинном материале. И действительно было это двойное самоубийство, всё там очень похоже. Есть продолжение «Класса», как вы знаете. Но всё-таки это не исчерпывает проблему. Есть сценарий поведения Лены Бессольцевой в фильме «Чучело»: она сумела (с помощью деда, правда) довести этих детей до какого-то нравственного катарсиса, принеся себя в жертву. «Я чучело, меня жгли», — такой христианский смысл, потому что фактически она умерла у них на глазах. Её посмертное существование — это уже что-то совсем другое. Есть другие фильмы на эти темы, ещё более жестокие — тот же «Шут», например, где шут предлагает совершенно другую модель поведения. Но он умнее всех этих детей, он очень взрослый мальчик, поэтому он сумел перевести эти отношения в другой регистр.
В принципе, ситуация травли самая критическая, самая страшная в педагогике. Если я когда-нибудь буду писать роман об этом «педагогическом десанте», который прибывает на экстренные вызовы, то я, может быть, возьму эту тему. Есть несколько способов эту коллизию сломать.
Первый — тот, который, как я уже сказал, демонстрирует фильм «Чучело»: это действительно путь Христа, где можно если и не умереть у них на глазах, то, по крайней мере, что-то подобное совершить.
Есть второй путь, более страшный: изволтузить зачинщика этой травли до такой степени, чтобы он не поднялся — да, воспитать в себе ответную агрессию. Понимаете, два пути в любой ситуации: быть лучше или быть хуже. Вот и всё. То есть можно инициатора этой травли довести до того, чтобы он просто опозорился публично, или просто избить его страшно, или попытаться его убить, как делают некоторые. Я вам этого не рекомендую, конечно, но я говорю о литературных сюжетах.
Что касается третьего пути, то он есть и он совершенно понятен. Мы — люди, воспитанные на советской литературе, — мы думаем, что надо обязательно решить конфликтную ситуацию, довести её до того или иного выхода. Но дело в том, что есть ситуации безвыходные, как есть болезни неизлечимые. Есть общества, которые уже не вернутся к норме, потому что они больны, патологичны. Есть ситуации, которые невозможно разрешить внутри. Если в классе травля, то это рак, понимаете, это уже лечится операцией, а не прекраснодушными разговорами. Это всё — помните, как у Алексея К. Толстого попытки сажать огурцы посредством геометрических вычислений. Нужно иногда принимать конкретные меры.
Если вы узнаёте, что ваш сын, например, вообще ваш ребёнок попал в классе в ситуацию травли, заберите его из этой ситуации. Это больной класс, поражённый, он уже отструктурировался по сценарию травли: там есть свой вождь, есть свой шут, есть свои рабы. И ваш ребёнок там в ситуации жертвы. И у него есть либо христологический путь — то есть погибнуть; либо путь… даже не знаю, путь Маугли — стать бо́льшим зверем, чем звери. Оба выхода плохи. Третьего выхода я не знаю, потому что роль шута не кажется мне уж такой продуктивной. Заберите его просто оттуда, ведь в ситуации класса герои подчёркнуто поставлены в ситуацию безвыходную. Если бы на самом деле… А там один из них, если вы помните, не хотел идти в школу, его отец заставил. Вот если бы у отца хватило мудрости просто забрать ребёнка оттуда, он бы его спас. Потому что далеко не всегда человек, затравленный в одном месте, окажется жертвой и в другом — ничего подобного. Наоборот, он может…
Я хочу вам сказать очень важную вещь, и сказать её, кстати, всем жертвам травли: травят ведь как раз не слабейшего, а травят того, кто может потенциально стать сильнейшим, чтобы он им не стал. Не травят дурака, не травят конформиста, не травят ничтожество, а травят того, кто может потенциально стать лидером. Так и заберите его оттуда, где он не может им стать. Дайте ему роль лидера в другом месте — и всё у него будет прекрасно. Сколько было случаев, когда ребёнок, замученный в школе, в институте становился звездой. Я знаю массу историй таких, как педагог я всё-таки слежу за этим. И просто помните…
Вот недавно я прочёл где-то в блогосфере (сейчас уже не помню где) довольно забавный рассказ о том, что следует делать, если партнёр не получает удовольствия от секса с вами. Не нужно ходить к сексологу, не нужно пользоваться сложными приспособлениями, не нужно играть в ролевые игры. Смените партнёра. Партнёров много. Ну какие проблемы, господи? И школ много. Если вашему ребёнку плохо в классе, почему надо его там непременно держать? Вы не растопите полярные льды. Заберите человека оттуда, где ему холодно. http://echo.msk.ru/programs/odin/1813592-echo/

Интересно, что изнутри ситуации травли такая простая идея как поменять коллектив жертву почему-то посещает в последнюю очередь. Жертва почему-то чаще всего выбирает остаться. А если это ребенок, то такой же выбор совершают и его родители. Самый яркий пример -Людмила Петрановская http://www.pravmir.ru/travlya-1/. В описанной ситуации она была родителем. Причем, просвещенным родителем. То есть понимающим, как тяжело болен травящий коллектив. И тем не менее, она встала на путь исправления коллектива, а не просто защиты своего ребенка. У нее получилось, что не может не вызывать восхищение. Но все же...зачем? Из симпатии к травящим? Наверное, это профессиональное. Лично я забрала бы ребенка и ушла, не оглядываясь. И...какого лешего в свое время так не поступили мои родители? Почему уходить мне пришлось самой, почему меня никто не держал за руку? А казалось бы, все настолько просто...

Posts from This Journal by “бурчание про жизнь” Tag

  • (no subject)

    Зав.эндокринологии, осмотрев нашу очередную даму 150+, пылая праведным возмущением: -Размер их не беспокоит, усы и борода их не беспокоит, диабет уже…

  • Опять про СЛР

    Вчера провожала старшего в поход в Карелию. И имела долгий и тяжёлый разговор с руководителем похода - опытным парнем лет 30. Недавно он летел вот…

  • Про сон

    Сейчас самая больная тема -сон. Когда вернётся заведующий, я в тот же день сначала напьюсь, а потом просплю трое суток подряд. Не, я понимаю, что…

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
mona_cenia
Aug. 10th, 2016 06:23 pm (UTC)
у нас была похожая ситуация, к дочке в класс перешла девочка, которую затравили в другой школе. Милейшая девочка, со всеми ладит, а с моей звездой так и вовсе дружит, не смотря на её характер.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:30 pm (UTC)
Мне нравится идея о том, что жертва травли обычно незаурядный человек. И ему надо дать возможность свою незаурядность доказать. А не тратить всего себя на борьбу с травящей стаей.
mona_cenia
Aug. 10th, 2016 06:33 pm (UTC)
я в принципе не вижу смысла тратить время и силы на подобные вещи. Кому надо что-то доказывать? Перевели ребёнка в другую школу и там он отлично учится, заводит новых друзей и не портит себе нервы.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:34 pm (UTC)
Вот-вот. Почему же это бывает так сложно?
mona_cenia
Aug. 10th, 2016 06:48 pm (UTC)
видимо воспринимается как вариант сдаться, а гордость требует всем что-то доказать.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:50 pm (UTC)
Какое-то ложное понятие о гордости. Кто-то диктует правила и гордость требует их соблюдать? С чего бы?
mona_cenia
Aug. 10th, 2016 06:51 pm (UTC)
ну вот.
а иногда родителям просто пофиг.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:53 pm (UTC)
Когда пофиг не так страшно. А вот когда начинается "сам виноват", "учись договариваться", вот это уже капец.
mona_cenia
Aug. 10th, 2016 06:57 pm (UTC)
мне кажется это как раз и есть "пофиг "
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:58 pm (UTC)
Ня-а. Это воспитание. В самых отвратительных традициях.
puz_volk
Aug. 10th, 2016 06:39 pm (UTC)
Согласна! Не понимаю почему такое простое решение кажется некоторым родителям таким сложным.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 06:48 pm (UTC)
Похоже на неумение формулировать условия задачи. Не принимается в расчет тот простой факт, что школ и коллективов много.
asenka_ya
Aug. 10th, 2016 07:20 pm (UTC)

Вы мне давали ссылку на Петрановскую, когда я уже сына забрала. Да, надо забирать, надо уходить.
Заходила в школу, директор говорит, возвращайте мальчика, ну и что, что били каждый день, теперь-то он вырос, теперь не будут бить.
Ни разу не пожалела. В других коллективах он чудак, чудной, болтун, разный очень, но нигде никому не приходит в голову его обидеть. Успела. Чудом.

sovenok101
Aug. 10th, 2016 07:24 pm (UTC)
Какая вы молодец!
stannum99
Aug. 10th, 2016 07:43 pm (UTC)
Было такое. Я в 5 классе попал в другую школу - в сложившийся класс со своей иерархией и меня начали вдумчиво травить. У меня был вариант Б - хватал что ближе лежит и бил без предисловий за любой косой взгляд. В одиночку на 4-5 вариант проигрышный, в травмпункт родители таскали как на работу, но обидчикам тоже прилетало ежедневно. После сломанной руки у лидера класса и сотряса у двоих приближенных ко мне намертво прилипла кликуха Псих и от меня отстали.

Мне на пользу сыграло то что мне их дружба нахрен не сдалась - была своя компания во дворе и школа это просто было место которое нужно было посещать.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 07:47 pm (UTC)
А что мешало поменять школу? Все-таки и дураку ясно, что постоянные драки - признак крайнего неблагополучия.
stannum99
Aug. 10th, 2016 07:51 pm (UTC)
А на что? Самый неблагополучный район города, 3 школы, все строго одинаковые. В новом месте было бы все то же самое, только пришлось бы с нуля начинать. Родственники меня кстати вполне поддерживали, как себя поставишь так и будет.
sovenok101
Aug. 10th, 2016 07:53 pm (UTC)
Школа как стая: выживают сильнейшие. Грустно. И неправильно.
stannum99
Aug. 10th, 2016 08:06 pm (UTC)
Лежачих не бьют, лежачих - добивают - закон жизни, увы.
У старшей дочки подобное шоу было в лагере, когда она влипла в социальну смену - отряд процентов на 80 из детдомовцев.Тоже много что было, объяснил как правильно себя вести и выдал тюбик лиотона для синяков. Через неделю признали человеком - для этого пришлось выбить зуб одной активистке и слегка подрезать руку штатному шуту.
В жизни кстати помогло - она с тех пор легко входила в любой коллектив открывая дверь ногой...
sovenok101
Aug. 11th, 2016 03:07 am (UTC)
А почему не забрали домой или не убили вожатых?
stannum99
Aug. 11th, 2016 06:19 pm (UTC)
Ей предложили два вариата - попробовать сломать овец или тихо едем домой. Сговорились, что если за неделю вписаться не выйдет забираем. Справилась.
sovenok101
Aug. 11th, 2016 06:35 pm (UTC)
В общем, был человеческий детеныш, а стал Маугли, воющий с волками(((
kgb_seal
Aug. 11th, 2016 02:29 pm (UTC)
В точности как у нас. Уркаганская окраина Красноярска, легендарная "первомайка" 80-х.

Edited at 2016-08-11 02:34 pm (UTC)
stannum99
Aug. 11th, 2016 06:17 pm (UTC)
Петрозаводск, Зарека. Грузовой порт, судоремонтные заводы, склады. Чуть выше от берега, несколько хрущевок, куча общаг и бараки с лабиринтами сараев и гаражей. Район и сейчас очень неспокойный а тогда были полные фавелы с соответствующими нравами.
Из 9 орлов моей дворовой компании сейчас живы трое.
kgb_seal
Aug. 11th, 2016 11:19 pm (UTC)
Да, именно фавелы. Лучше не скажешь...
Oksana Post
Aug. 10th, 2016 07:44 pm (UTC)
Удивляюсь комментаторам, пожимающим плечами: "просто переведите в другую школу..." Вариант травли ребенка в сельской школе, в маленьком городе, где ОДНА школа никому в голову не приходит?
sovenok101
Aug. 10th, 2016 07:50 pm (UTC)
Этот вариант чисто статистически встречается намного реже, вот о нем и не думают. Но даже и тогда остается домашнее обучение.
kgb_seal
Aug. 11th, 2016 02:31 pm (UTC)
Реже? Ну-ну... Ежели что, маленьких городов и деревень у нас немножко больше, чем Москвы и Питера.
Что же за домашнее обучение, у меня на странице есть об этом пост, очень прошу ознакомиться и высказать свое мнение.
называется "к вопросу о домашнем обучении"

Edited at 2016-08-11 02:39 pm (UTC)
sovenok101
Aug. 11th, 2016 03:01 pm (UTC)
Ну посмотрите данные росстата, какой процент населения живет не в городах-миллионниках. Сильно меньше половины, если не ошибаюсь.
Не хочу вникать в проблемы домашнего обучения, не актуально. Но если человек ищет выход из невыносимого положения, он его найдет. А если не хочет искать - будет петь песни про безысходность.
kgb_seal
Aug. 13th, 2016 12:26 am (UTC)
Окраины городов-миллиоников по нравам мало отличаются от деревни.
Вы только не подумайте, что я зверюга, живущий по законам волчьей стаи. Сам терпеть этого не могу.
Мне бы тоже хотелось, чтобы все жили в доброте и согласии, чтобы умение драться применяли лишь на татами, а умение стрелять - в тире.
К сожалению, пока этого нет (а так хотелось бы).
sovenok101
Aug. 13th, 2016 03:04 am (UTC)
Ну я выросла на окраине -Ясенево. Школ там много, все разные, можно выбирать. И никаких особо зверских нравов не помню. Такие же дети, как и везде.
kgb_seal
Aug. 13th, 2016 07:48 am (UTC)
Москва не Сибирь. У нас все по-другому.
Oksana Post
Aug. 12th, 2016 06:51 am (UTC)
Не каждые родители способны на домашнее обучение.
sovenok101
Aug. 12th, 2016 08:13 pm (UTC)
Каждые родители обязаны избавить ребенка от ситуации травли.
mixa_menshenin
Aug. 10th, 2016 09:21 pm (UTC)
Так это ж идея конкуренции. Основа "невидимой руки рынка". Неудивительно, что в стране с плановой экономикой такая идея имела малое проникновение.
sovenok101
Aug. 11th, 2016 03:08 am (UTC)
Конкуренции школ?
mixa_menshenin
Aug. 11th, 2016 04:14 am (UTC)
не совсем. Принцип конкуренции предполагает возможность выбора. И да, возможность выбора школы порождает между ними конкуренцию.
sovenok101
Aug. 11th, 2016 03:02 pm (UTC)
Да уж. Мысль для нас дикая.
( 38 comments — Leave a comment )