?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про пищевое насилие

В рупсихологе пронзительный пост о девочке, которая ест очень избирательно и как на нее по этому поводу давят окружающие http://ru-psiholog.livejournal.com/7381176.html Откликнулось.

Единственное, в чем на меня давили мои вполне либеральные для своего времени родители, это была еда. Суп я ненавидела. Практически любой. Особенно на мясном бульоне. Особенно, когда в нем плавали вареные овощи. Мысль о них вызывала тошноту и депрессию. Но, на беду, маман искренне считала день без супа равным по вредности десятку капель никотина. Мне читали лекции про гастрит и продолжали кормить супом. Я изворачивалась, как могла, но могла я довольно мало.
Поэтому, почти первое обещание, которое я себе дала в более-менее сознательном возрасте, было не заставлять никого есть суп. И вообще не заставлять есть.

Со старшими сыновьями особых проблем не было. Старший ел почти все. Средний -более избирательно. Он и сейчас не ест ничего с рыбой и морепродуктами и с грибами. И пюре. Ну не ест и не ест. Прикормы у них начались у старшего с пригоревшей овсянки из походного котелка (он был единственный, кому та каша понравилась), а у среднего -с макарон с тушенкой тоже в походных условиях. Пюрешки игнорировались, дети явно предпочитали человеческую еду. В их раннем детстве периоды аппетита регулярно сменялись периодами ничего-не-еденья и в каждый момент времени нормально ел кто-то один. Второй притворялся шлангом и щипал хлебушек. Через пару месяцев они менялись. Я исповедовала теорию, что здоровый ребенок рядом с вполне наполненным холодильником от голода не умрет. Бабушки со мной не соглашались, но их мнения никто не спрашивал. Воспитательницам в саду было категорически запрещено кормить детей насильно. На их причитания, что так все будут отказываться, громко зачитывала список нелюбимых детьми блюд и заявляла, что на все аллергия. Воспитательницы подозревали неладное, но сделать ничего не могли.

Потом, лет в 9-10, старший начал расти вширь. Он вообще почему-то растет именно так: вширь, а потом вверх. И бабушка, которая свекровь, начала с этим бороться. Конкретно, кормить меньше, отказывать в добавке любимых борща и котлеток. Ребенок попытался голодать. Бабушке было сказано, что она дура она вредит внучеку. Сказано не раз и не два. Но увы, для нее, которая сама всю жизнь напоминала длинную палку, чья-то полнота была худшей бедой, чем депрессия и прочие глупости. В ее списке моих грехов один из страшнейших -то, что ее худющий сыночек в семейной жизни поднабрал десяток килограмм. В общем, ребенку объяснили, что бабушка дура бабушку не стоит всегда принимать всерьез.
Потом так же прилетело среднему, хотя если он чем-то и обрастал, то это мышечной массой в результате тренировок. Его попытки голодать после общения с бабушкой закончились гастритом, который лечили месяца три, в том числе, дробным питанием. Выводы ребенок сделал, голоданием больше не увлекался, ибо глотать эндоскоп ему крайне не понравилось. Но повертеться перед зеркалом и попечалиться о собственном несовершенстве и необходимости худеть он любит до сих пор. Кстати, старший сейчас худой и широкоплечий, а средний -высокий и накаченный.

Но это все были цветочки. Ягодкой стал младший сынуля. Он ест крайне ограниченный набор продуктов. Навскидку: просто картошка-рис-макароны-гречка-пшенная каша. Без добавок. Яичница. Котлеты из говядины или курицы без всяких специй. Из соусов -только болоньезе и только одной фирмы. Куриный бульон с лапшой и бульон от борща. Блины, пустые. Пельмени, без сметаны. Пицца Маргарита без помидоров. Картошка-фри, но не из Макдональдся, от запаха Макдональдса его тошнит. Ну и огурцы-помидоры-перец. Из салатов -винегрет. Один сорт сыра и один сорт колбасы Соленая семга. Растишка 2х вкусов. Основные фрукты. Все. Да, из сладостей: 2 вида булочек, Барни, миндальное печенье, соевые батончики (классические), шоколадное мороженное и Твикс. Не путать со Сникерсом или с чем-то еще. И если у съедобного, с его точки зрения, блюда чуть изменить рецепт -есть не будет. Если не нравится запах в помещении -есть не будет (так было забракованно Му-му).
В общем, если дома нет чего-то из перечисленного, ребенок будет голодать и жевать хлеб с водой. И вот представьте, я полтора часа угробила на варку борща, а эта зараза понюхала и есть отказалась. Уговорить или принудить не-ре-аль-но. Будет плакать, прятаться или начнется рвота. Проще махнуть рукой и сварить макароны. Или вся семья требует лазаньи, а она не входит в список. Придется озадачиться теми же макаронами. Или пожарила котлеты, а он счел, что панировка отличается от привычной. Я даже ничего не говорю, но он видит ярость в моих глазах и пытается раствориться в воздухе. А я мечтаю разбить его упрямую голову половником.
В итоге, мы пришли к соглашению. Я готовлю на всю семью одно блюдо, а если этому привереде не нравится, он готовит что-то себе сам. Он в состоянии сварить кашу в мультиварке, макароны, пожарить яичницу и сделать тосты. И сходить в магазин за правильным сыром и Растишкой. Соглашение работает почти год и стало заметно легче. Остается, конечно, проблема еды вне дома, но большинство кафешек спокойно относятся к просьбам принести пиццу без помидоров, а блины без добавок. А в гостях я просто говорю, что дите ест мало что, так что хозяевам не стоит обращать внимания. Ну поохают, что дите похож на скелет, что правда. Вспомнят, что этот скелет вполне успешно занимается спортом, и отстанут.

На этом фоне дочка просто подарок. Ест почти все, особенно то, что маленьким детям есть не положено. Оливки, селедку, морепродукты, варенье, торты. Ну и все остальное. Есть только одно но: она ест, когда хочет есть. И не ест, когда не хочет. Что никак не привязано к степени готовности обеда. Но это такие пустяки, что и обращать внимания не стоит. В саду, вон, не обращают и правильно делают.

А вообще, конечно, все мы дети или внуки послевоенного поколения и у всех нас так или иначе присутствует отношение к еде как к великой ценности, воспитанное поголодавшими родителями. Вот это "надо доесть", "это полезно" и "сначала суп, а потом яблоко". И еще "В Африке дети голодают, а ты..." С другой стороны, порция должна быть именно такой, какую рекомендовал Минздрав, или же сами взрослые. Не больше и не меньше. И ребенок должен быть не больше и не меньше рекомендованных стандартов. Иначе тревога и все на борьбу. Идея, что ребенок способен сам понять, сколько еды ему нужно именно сейчас, является глубоко оскорбительной. И все, что мы можем сделать, это отследить подобные убеждения у себя и не передать их детям. Сохранить для них такие простые радости: есть, когда голодный, есть, то что вкусно, и никогда наоборот.

Да, а то, что вкусно, но совсем уж вредно, мы дома просто не держим. Это очень упрощает жизнь всем участникам.

Posts from This Journal by “великолепные дети” Tag

  • (no subject)

    Дочка прыгает по прибрежным камням. Италия, середина ноября, плюс 15. На ней платье без рукавов и все. Ботинки и колготки брошены рядом с флиской и…

  • (no subject)

    Старший, задумчиво разглядывая кастрюлю с пельменями: -А ведь атомарное состояние пельменей это макароны по-флотски...

  • Про наорать

    Средний, плачется на жизнь: -Ну почему я в своей собственной семье ни на кого не могу наорать! Я живой человек, мне надо хоть где-то спускать пар! В…

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
ncuxuamp_pro
Nov. 11th, 2016 11:40 pm (UTC)
по Вашему тексту комментировать не буду, а ссылка закрыта (нет доступа к записи). Там бывают подзамочные посты?
sovenok101
Nov. 12th, 2016 05:10 am (UTC)
Да, там много подзамочного.
marina_nif
Nov. 12th, 2016 02:21 am (UTC)
Я разделяю Ваш подход к питанию.

Думаю, дети прекрасно способны понять что им есть.

Я в детстве была привередливым ребенком: не ела добрую половину овощей, сосиски и пельмени только определенной марки,никакой рыбы, а больше всего я ненавидела (и до сих пор ненавижу) свежие огурцы, хотя люблю маринованные.

Родители порой вякали что-то про мои капризы, сетовали, мол "огурцы такие вкусные", но в целом не могу сказать, что меня очень насиловали пищей.

Сейчас мой список продуктов расширился и я люблю пробовать необычную пищу и сочетания.
sovenok101
Nov. 12th, 2016 09:17 am (UTC)
У младшего тоже ассортимент расширяется: недавно в гостях он попробовал шоколадный торт и сказал, что вкусно. Правда куснул 3 раза. Для него это огромный прогресс.
alexwed
Nov. 12th, 2016 06:06 am (UTC)
Интересная мысль, если заставлять ребенка по такому же принципу - каждый день обязательная сигарета и рюмка, не воспитает ли это принципиально трезвого взрослого (ну или дите сопьется до того как вырастет :)
sovenok101
Nov. 12th, 2016 09:12 am (UTC)
От рюмки точно сопьется, дети нестойкие к алкоголю. А с сигаретой может быть по-разному. Первая и последняя сигарета в моей жизни была в десять лет. До сих пор помню, какая это пакость.
(no subject) - tigressee - Nov. 12th, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 11:59 am (UTC) - Expand
ksenb
Nov. 12th, 2016 06:12 am (UTC)

Я из тех людей которых заставляли есть+склонность к лишнему весу равно  30 кг лишнего веса, которые уходят с огромным трудом. Поэтому я поклялась что никогда не буду заставлять есть своих детей и в садике заставлять не разрешаю (воспитатели у нас продвинутые, но элементы психологического насилия все равно есть) . У меня один ребенок и по предпочтениям похож на вашего младшего сына (из овощей только огурцы ест, например), но он один, поэтому есть силы  готовить с учетом его пищевых пристрастий

sovenok101
Nov. 12th, 2016 09:14 am (UTC)
Да, на это нужны силы)))
little_proud
Nov. 12th, 2016 09:08 am (UTC)
У старшего бывают недели и даже месяцы, когда он каждый день просит что-то одно. Обычно это гречка с молоком или макароны по-флотски. Мотать себе нервы уговорами не вижу смысла: результат тот же, сил потрачено вагон.
И да, я сволочь с точки зрения наших соседей. Если ребенок пяти лет хочет кашу, когда я приготовила что-то другое, то вполне может под мом контролем сварить желаемое в мультиварке.
sovenok101
Nov. 12th, 2016 09:13 am (UTC)
Во-во. Все лакамятся чем-то сложным, а дите жует пустой рис, самостоятельно сваренный. И все счастливы.
little_proud
Nov. 12th, 2016 09:35 am (UTC)
И вообще, все это стремление закормить говорит о крайне низком уровне культуры поиска помощи. Вопрос питания крайне невротизирован везде, т.к. редко где прошло больше 50 лет от периодов вынужденного голодания.
Но у нас люди часто не осознают у себя проблемы. Сбежать от системы "перекорм-"сознательная" голодовка - пережор" могут самостоятельно единицы. А уж не передать этот невроз детям...
У нас есть прабабушка (80 лет), которая помнит время, когда детей из под пригляда не отпускали из-за случаев людоедства. Этой женщине нельзя объяснить, что конфетами дети уже наелись.
sovenok101
Nov. 12th, 2016 10:09 am (UTC)
Ну да. Но можно хотя сформулировать, обнаружить в себе и попытаться как-то локализовать.
Боже, никогда не думала, что выражение бабушек "глаз не спускать" может иметь такие жуткие основания. Хотя, все логично, конечно.
tigressee
Nov. 12th, 2016 11:48 am (UTC)
Меня заставляли есть. Так что приходилось давиться вареным луком, кашами и яйцами. Помню бабушка могла часа вталкивать в меня вареное яйцо или овсянку (остывшую, местами скуксившуюся, местами стекающую с ложки соплями...).
sovenok101
Nov. 12th, 2016 11:57 am (UTC)
Аааа! Вот они, детские кошмары. Это не монстры под кроватью, а бабушка с остывшей овсянкой. И остывшем яйцом всмятку. И вареный лук :(((
(no subject) - tigressee - Nov. 12th, 2016 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigressee - Nov. 12th, 2016 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - little_proud - Nov. 12th, 2016 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - little_proud - Nov. 12th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - little_proud - Nov. 12th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
sosedka4227
Nov. 12th, 2016 01:33 pm (UTC)
Как я понимаю вашего младшего сына! Мне уже достаточно много лет, но до сих пор даже пробовать не буду еду, если она мне чем-то внешне не нравится, или в состав входит что-то, чего я пробовать не хочу! Но может получиться так, что один раз что-либо попробовав, подсаживаюсь на это надолго)
sovenok101
Nov. 12th, 2016 01:37 pm (UTC)
Да я тоже понимаю)) Но, объективно, тяжело, когда такой привереда у тебя в доме.
(no subject) - sosedka4227 - Nov. 12th, 2016 05:46 pm (UTC) - Expand
user_ami
Nov. 12th, 2016 03:10 pm (UTC)
Ну так эдак любое принуждение ребёнка к тому, что ему не хочется, можно объявить насилием! И не каждый же взрослый спокойно выдержит, когда ребёнок смотрит голодными глазами, а есть то, что ему дают, отказывается, не говоря уж о том, что родители не кормить ребёнка просто не имеют права, а всегда его слушаться вряд ли многие могут себе позволить! И потом, ребёнок запросто может наесться и того, от чего ему уже становилось плохо (просто не чувствует связи между съеденным и своим диатезом или расстройством желудка), а то и ягод, про которые точно известно, что они ядовиты. Если взрослым есть то, что хочется, вредно, то почему детям это должно быть полезно?
sovenok101
Nov. 12th, 2016 03:21 pm (UTC)
На мой взгляд, ребенок, который привык полагаться на свой вкус и свое чувство голода-сытости, редко когда повторно хватает то, от чего ему уже становилось плохо. Ибо это инстинкт самосохранения. Откровенно же вредные вещи вообще не должны присутствовать там, где есть ребенок. Ну вот мы не покупаем чипсы и газировку вообще. И шоколад бывает не очень часто, потому что дочка уж очень его любит. А в доступности более-менее невредная еда. Из нее приходится выбирать. И мне, повару, и детям.
Другое дело, что если ребенка с пеленок отучать полагаться на свои чувства -голода и вкуса, то, попав в ситуацию, когда можно все, он, скорее всего, налопается самого запретного и желанного и через край.
(no subject) - user_ami - Nov. 13th, 2016 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 13th, 2016 01:08 pm (UTC) - Expand
olgin_ugolok
Nov. 12th, 2016 07:00 pm (UTC)
,
ненавижу супы.
никогда не буду их готовить, когда...

Я только недавно поняла, почему они мне не нравились. Видимо, какой-то гастрит присутствовал, так что жирные супы мой организм не хотел. Потом 90-ые. Когда утром еда, а в обед и на ужин суп.
Потом в юности я выкинула из супа всё лишнее - лук, морковь. Стало намного лучше.
Полюбила даже пшённый суп. Пшёнку я не люблю, но в супе она набухает и становится вкусной, да и сам суп как солнышко.

В детстве в садике меня называли "препаратом". Капуста в борще была лишней, мясо из запеканки выковыривалось (запеканка была лишней), тесто от пельменей оставлялось (тесто было лишним).
sovenok101
Nov. 12th, 2016 07:05 pm (UTC)
А я ем супы только в пюре. И сключение -солянка))
(no subject) - olgin_ugolok - Nov. 12th, 2016 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - peggy_s - Nov. 12th, 2016 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgin_ugolok - Nov. 12th, 2016 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgin_ugolok - Nov. 12th, 2016 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovenok101 - Nov. 12th, 2016 08:17 pm (UTC) - Expand
lysyi_valenok
Nov. 14th, 2016 06:48 am (UTC)
От Петра Каменченко - психиатра и журналиста :)
"Психоанализ и манная каша...
Один мой добрый приятель как-то пожаловался, что не любит самолетов. Не то чтобы страх перед самим полетом испытывает или физическое недомогание в воздухе, а какую-то неясную антипатию ко всему процессу в целом. К самолетам, стюардессам, аэровокзалам и т. д. А летать приходится довольно часто, так как занимается он шоу-бизнесом. Такая вот незадача.
Решили мы с проблемой разобраться. Вначале попробовали рациональную психотерапию — безрезультатно. Поглотали таблеточки успокоительные — так себе эффект. Пришлось прибегнуть к психоанализу. Во время одного из сеансов я попросил Игоря вспомнить самое неприятное детское переживание и вот что обнаружил.
Когда моему приятелю было года три-четыре, его родители поверили в необычайно целительную силу манной каши. И на этой почве полностью утратили доброту, великодушие и способность к тонкому сопереживанию. Теперь все достоинства ребенка измерялись количеством съеденной каши. Ел кашу хорошо — получай игрушки, смотри мультики, мажь кота пластилином, зови друзей и т. п. Плохо ел — отдавай игрушки. Выбор не по годам тяжкий, недетский. Ребенок разжимает зубы и пихает холодную, скользкую, ненавистную ложку в рот. Голова поднята, глаза смотрят перед собой.
— Что ты видишь, Игорь? — спрашиваю я приятеля.
— Стенку кухни, — отвечает он.
— Еще. На стене? — Календарь.
— Что на календаре, Игорь? — Самолет! — Игорь поражен. Он смотрит на меня ошарашенно.
— Я вижу самолет! Это календарь «Аэрофлота ». Я правда помню это.
Календарь висел у нас на кухне всегда.
Честно говоря, я ожидал чего-то подобного. Все стало на свои места. Помните, в 70-е годы трудно было найти московскую квартиру, в которой не висел бы на кухне или в прихожей календарь «Аэрофлота». Часто это было самым ярким пятном на стене. Конечно, Игорь уже давно забыл о своей унизительной борьбе с манной кашей, но яркий образ «Аэрофлота», даже вытесненный глубоко в подсознание, продолжал ассоциироваться с чем-то очень неприятным.
Мы смотрим друг на друга и хохочем — со страхом покончено." (из хурнала "Столица", ныне не выпускающегося)
sovenok101
Nov. 14th, 2016 01:19 pm (UTC)
Re: От Петра Каменченко - психиатра и журналиста :)
Какая прелестная история!
tanjarez
Nov. 16th, 2016 03:59 pm (UTC)
Меня дома есть ничего не заставляли, и до детского сада я ела всё. А вот там... с тех пор не могу есть несколько продуктов до рвоты😢....
Детей не заставляю. Но когда нет выбора, они быстро начинают есть всё😃😃😃
sovenok101
Nov. 16th, 2016 04:39 pm (UTC)
Да, сад великий демотиватор)) Хотя, Мась очень хвалит садовские омлет и запеканку. Но у них не насилуют едой.
Ага. Сколько раз наблюдала: в походе все люблю-не люблю куда-то сразу испаряются. Все лопают, что дают.
freizy
Jan. 11th, 2017 06:55 am (UTC)

Стыдно признать, но я диктатор в кормежке( я сама всеядна, если приспичит, хоть черта жареного употреблю на ужин, другое дело, что нравится по вкусу, а что нет, но это дело другое. Дети страдают, наверное, от подобного насилия) но есть правило: если не хочешь есть то, что на столе, значит не голоден и пойди найди в холодильнике то, что понравится. К слову, в моем холодильнике почти нет готовых продуктов, кроме сыра и овощных и фруктовых заготовок. Поэтому помыкавшись от бессердечия моего и пустоты, на взгляд детей, холодильника, на сл.день съедается то, что наготовлено, а через какое то время, якобы нелюбимые когда то блюда, к  моему удивлению заказываются в ресторане))

( 48 comments — Leave a comment )

Profile

sovenok101
sovenok101

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono