Знаете, что я давно подозреваю?
Люди не знают, что такое смерть. Она просто отсутствует в их жизни. Умирающего, даже если смерть, что называется, ожидаемая, сдают в больницу, а потом получают забальзамированный, читай, хорошо раскрашенный труп -для похорон. Все. Человек исчез, как будто кто-то нажал кнопку delete. Конечно, пустая строчка вместо человека это тоже грустно, но представления о смерти как о процессе именно такие -раз и стерто. Хороним и горюем. Но, скажу кощунственную вещь, о чем мы горюем? О том, что человека нет и рядом с нами пусто? или о том, что он умер? Осознайте, что фраза "он умер у меня на руках" это нынче не рассказ про любовь, а претензия в адрес врачей.
К чему я все это? Следите за рукой: горюют те, кто потерял, а остальные -для них это просто delete. Просто минус человек. Нет, конечно, все сочувствуют семьям. И переносят на себя -и страшно боятся такой же потери. А если семей нет? Кто по-настоящему понимает, что чувствовал умирающий? Через что он прошел, в процессе? Боль, удушье, страх, отчаяние, и когда наступила благословенная потеря сознания?
Конечно, для этого мы, врачи, и существуем -бороться со смертью, а если смерть побеждает, то сделать ее максимально комфортной, максимально нестрашной. Но вот вам обратная сторона -люди не видят, как человек умирает, как стекленеют глаза, исчезает мимика, как лицо из живого становится мертвым и остается таким, если не произойдет рукотворное чудо -не окажется эффективной реанимация. И уж тем более не видят смерти без врача, там где человеку, еще живому, больно, где его легкие разрывает удушье, где он мечется от ужаса, где его выворачивает наизнанку, корчит судорогами, а кожа синеет и покрывается мраморными пятнами.
Я искренне считаю, что пребывание рядом с умирающим человеком должно стать частью образования каждого. С умирающим по-разному: от тяжелой болезни, в результате автокатастрофы, с застреленным, порезанным, обожженным... Чтобы взявший в руки оружие осознавал, что натворит пуля, как застреленный будет умирать, особенно если промахнуться мимо сердца. Чтобы лихач точно знал, как ломается позвоночник, как выглядит всмятку раздавленный череп. Чтобы экономя на пожарной безопасности, человек знал, как больно и страшно умирать от огня, пусть даже не сразу, а потом -на реанимационной койке. И сорок или больше сгоревших -это сорок или больше умиравших в страхе и муках. Не сразу, никакого просто delete. Да-да и взрослых и детей. Понимаете, те, кто реально видит смерть, для того сама мысль о СОРОКА смертях, одновременных, да еще здоровых людей, да еще без обезболивания, без помощи и надежды не-вы-но-си-ма.
По-хорошему, что значит равнодушие равнодушных? Да они не верят в смерть. Ни в свою, ни в чужую. Ибо никогда ее не видели. Ну исчезли сорок с лишним человек. Просто delete. Такое воспитание. Им ничего не объяснишь и не докажешь. Можно только показать -в ожоговой реанимации. Приковать к кровати и пусть сидят смотрят, как оно на самом деле. И напоминать, что здесь -с обезболиванием, седатиками, обработками, всякими медицинскими прибамбасами, это -рай. Даже для умирающего. А вот там, в дыму и огне, там ад. И там, в аду остались сорок человек.
Еще и еще раз: я за открытые реанимации, за создание отдельных палат для умирающих, куда в обязательном порядке должны будут приходить родственники, постоянно сидеть рядом, держать за руку, до последнего удара сердца. Я предлагаю вернуть людям смерть как часть жизни. Чтобы не было вот этого философского "мы все кода-то умрем". Чтобы каждый ощутил, как по-разному можно умирать. Чтобы осознал, что в огне не исчезают, а мучительно гибнут.
Наверное, психологические защиты на тему "со мной такого не случится" нужны. Иначе вся страна корчилась бы от боли и ужаса. Но не перебираем ли мы с ними? Может, стоит ощутить, впустить в себя ужас такой страшной, такой огромной смерти, как прививку от легкомыслия и равнодушия?
Простая истина, забытая большинством: жизнь, и не только свою, ценит тот, кто знаком со смертью. И плюет на нее тот, кто считает себя бессмертным. Поколение инфантилов, избалованных медициной и техникой безопасности...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →