sovenok101 (sovenok101) wrote,
sovenok101
sovenok101

Categories:

Про Петрановскую и образование

Отличная лекция Петрановской про современное образование
https://www.youtube.com/watch?v=ypnROG3FiSo
Я вообще очень люблю Петрановскую ещё со времен её рассказов о травме поколений 20-го века.
Здесь, впрочем, как и во многих других лекциях она объясняет, почему современное образование безнадежно устарело. Кстати, примерно то же говорит и не менее любимый мной Быков.
Основная идея: современная школа дает огромный переизбыток информации в ущерб навыкам. Самое забавное, что в этом переизбытке благополучно теряется информация, необходимая просто для понимания, как все в этом мире устроено. Классный пример от Петрановской: группу взрослых спросили, откуда берутся зима и лето и большинство рассказали, что орбита Земли не круглая и Земля то ближе к Солнцу, то дальше. Вопрос, почему же когда у нас здесь зима, в Австралии лето, всех поставил в тупик. Хотите смейтесь, хотите нет, но я помню эту картинку из Природоведения (80-е годы!), где орбита Земли действительно выглядела как эллипс. Справедливости ради, земная ось там была нарисована вполне правильно, но как-то не бросалась в глаза.

Почему это важно? Дети на лекции про воспаление просто вцепились в меня с вопросом: надо ли принимать жаропонижающие или нет??? При этом они сами мне рассказали, что при повышенной температуре организму легче бороться как с микробами, так и с вирусами, с другой стороны, что при температуре 41С уже начинают денатурировать белки. С третьей стороны, про побочные эффекты жаропонижающих я уже рассказывала на прошлом занятии. И вообще я им стараюсь внушать, что бесплатного в этой жизни ничего нет: принимая лекарство, мы всегда несем определенные риски. Впрочем, не принимая - частенько тоже. Так что практический вывод: до 38-39С не надо, выше 40С- уже пора, но не до нормы, а до 38С - пришлось делать вместе. То есть, знания есть, а вот навыка применить их на практике нет.

Следующий посыл - современный человек в за свою взрослую жизнь меняет несколько специальностей, делает несколько карьер и это нормально. То есть опять-таки важно не напичкать знаниями, а научить их добывать самостоятельно, критически оценивать, и прикладывать к конкретным задачам. Что как вы понимаете, полностью противоречит духу ЕГЭ.

Ну и самое "крамольное": путь школа-институт-карьера далеко не единственный и уже не оптимальный. Часто (здесь мы уже говорим не о России, а о Европе) молодой человек после школы идет работать, выбирает интересную область, начинает её осваивать "изнутри", а уж потом, если видит необходимость, получает в этой области высшее образование. Учитывая, что мой старший пошёл именно этим путём и сейчас учится куда интенсивнее среднего студента, но на рабочем месте, то я вижу это "в лицах". И вяло отбрехиваюсь от бабушек, причитающих, что без диплома никуда.

И самое чудесное: в конце лекции одна слушательница пожаловалась на ребенка, что он не хочет писать с пробелами между словами, потому что не видит в этом смысла. Слушательница объяснила это запредельной ленью и инфантильностью. Петрановская же ...ну сами послушайте. Она очень красиво поддержала ребенка и показала неправоту родительницы (по сути, приложила ее об стол, не сказав ни единого неуважительного слова). Я же просто всем нутром ощутила, что этот разговор "в чем смысл пробелов?" настолько в духе моих детей, особенно старшего и младшего (средний до таких мелочей не опускается), и что ответ "потому что так надо" был бы грубым оскорблением их интеллекта... В общем, учитель, ответивший так, много потерял бы. Про бабушек не скажу, к их суждениям дети очень часто относятся иронично.

В общем, странная вещь современное образование. С другой стороны, не оставляет мысль, что современные дети умнее нас и прекрасно сами во всем разберутся.
Tags: великолепные дети, преподавание, про мир во всем мире
Subscribe

Posts from This Journal “преподавание” Tag

  • Испанка, коронавирус и школьники.

    Провела у школьников последнее занятие. Через зум, естественно. Всё строго добровольно, но народ собрался. Новостей немного. Самая интересная про…

  • (no subject)

    Провела у школьников проверочное занятие. Без предупреждения, так получилось. Сначала они мне рисовали на доске теорию. Потом решали задачки: я…

  • (no subject)

    Школьники меня восхищают. Ну ладно, 10-е классы, они уже много что проходили по биологии и многе знают. Но 8 и 9-е? Я была уверена, что к третьему -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →