sovenok101 (sovenok101) wrote,
sovenok101
sovenok101

Categories:

Про курение и никотин

Провела у детей занятие про никотин и курение. Так как просто заниматься запугиванием скучно, то в лекцию впихнула понятие синапса, ацетилхолин, н- и м-холинорецепторы, мухоморы, беладонну, кураре, релаксанты, ботокс, миастению, фосфорорганику и все такое любопытное вокруг ацетилхолиновых синапсов. Даже самой было интересно запихнуть половину фармакологии с токсикологией в одну картинку.
Тем не менее, лекция всё-таки была про курение и прочие способы потребления никотина. Дети искренне прониклись рецептом насвая (туда входит верблюжий помет или, за неимением, обычный птичий). Я им намекнула, что так как культура сосания табачных смесей оттуда, то и снюс может содержать соответствующие компоненты. Ну и дозировки никотина в "конфетках" тоже всех впечатлила.
И рассказываю я им, значит, про ацетилхолиновые рецепторы в ЦНС, о том, как формируется зависимость - дофамин, подкрепление, все дела. Обращаю внимание, что механизм ничем не отличается от зависимости наркотической или алкогольной. И тут же спрашиваю, правильно ли на их взгляд считать курильщиков наркоманами? Отличается ли эта зависимость от наркотиков и алкоголя? В общем дети сформулировали то, с чем я тоже согласна: никотин при всей его вредности не разрушает личность. Если наркоман и алкоголик устраивают себе постоянный "наркоз", позволяющий не осознавать, что организм разрушается, то курильщики проходят всё это во вполне ясном сознании. И даже умирая от ХОБЛ или рака лёгких они это сознание вполне сохраняют и остаются такими же людьми, как и мы с вами. Добавлю от себя: курильщик, "прокуривший" свои легкие до постоянной зависимости от кислорода вызывает куда больше сочувствия нежели пропивший свою печень алкоголик. Личность сохранена, что делает происходящее намного более страшным.
Кстати, перед лекцией мне дали напутствия аж две коллеги: пульмонолог и онколог. Очень просили рассказать и показать детям, как выглядят тяжелый ХОБЛ, рак лёгкого (оказывается, у курильщиков он отличается и по морфологии, и по течению с прогнозами), и про рак полости рта, ну и всё остальное. В обеих специальностях это больные темы.
Честно показала и описала. С примерами и картинками. Честно рассказала, что смерть от центрального рака легких, когда прорастают трахея и главные бронхи, на мой взгляд, одна из самых мучительных: удушье, при котором мы практически ничем не можем помочь, только выключить сознание.

В итоге, кстати, получила от детей резонный вопрос: если всё так страшно, почему же врачи так часто курят? Напомнила про дофаминовую систему и про то, что в состоянии постоянного напряжения каждый ищет облегчения где может. И что бросить курить реально очень сложно. Единственный верный вариант - вообще не начинать.
Tags: школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

  • (no subject)

    К вопросу, что важного рассказываю школьникам. Вчера, хотя основной разговор был про почки (завершали тему) и внутриутробное развитие (начинаем).…

  • (no subject)

    Хвастаюсь. Сегодня перед уроком девочка десятикласница сказала спасибо за полезные и интересные уроки про то как организм функционирует и как он…

  • (no subject)

    Школьники мне тут наговорили комплиментов. Спросила девятиклассников, до какого числа у нас занятия (они заканчивают раньше — подготовка к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “школа” Tag

  • (no subject)

    К вопросу, что важного рассказываю школьникам. Вчера, хотя основной разговор был про почки (завершали тему) и внутриутробное развитие (начинаем).…

  • (no subject)

    Хвастаюсь. Сегодня перед уроком девочка десятикласница сказала спасибо за полезные и интересные уроки про то как организм функционирует и как он…

  • (no subject)

    Школьники мне тут наговорили комплиментов. Спросила девятиклассников, до какого числа у нас занятия (они заканчивают раньше — подготовка к…