sovenok101 (sovenok101) wrote,
sovenok101
sovenok101

Category:

Медицина в школе – что интересно детям

- Вы стоите на автобусной остановке, перед вами упал человек. Он без сознания, мышцы всего туловища ритмично сокращаются. Ваши действия?
Дети бросаются отвечать, перебивая друг друга:
- Судороги! Вызываем скорую, под голову мягкое, чтобы не разбил, отогнать желающих что-то засунуть пострадавшему в рот. Когда судороги прекратятся, положить в устойчивое положение на боку.
Это просто. Разок расскажешь и покажешь, запоминается надолго.
А вот на предыдущих задачках мне удалось их хорошенько обмануть. Тут в чём штука, когда оцениваешь состояние человека и решаешь, что делать, главное по порядку оценить все системы – от сознания до, простите, количества и цвета мочи, уточнить, когда всё началось, при каких обстоятельствах, было ли раньше и чем человек болеет постоянно. Всё это проверить на красные флажки, требующие немедленных действий. Ответ на задачку должен быть такой: есть или нет флажки, если есть, то какие, и что делаем: оставляем дома, ведём в поликлинику, едем своим ходом в больницу, вызываем скорую.

Например:
Болит голова, давление 160/80, больше ничего. Раньше такое было, болящий постоянно принимает таблетки от давления, а вот сегодня забыл, потому что поругался с начальником. Что делать? Предложить выпить обычную порцию таблеток, попинать чучело начальника и подождать. Пройдёт – отлично, поднимется ещё выше, 180/90 — это уже красный флажок, вызываем скорую
Другой вариант: болит голова, тошнит, пару раз вырвало пищей. Когда началось? Вчера, на катке, упал и ударился головой. Сначала болела не сильно, а сейчас просто раскалывается. Что делать? Травма + головная боль, особенно после «светлого промежутка» - красный флажок: однозначно скорую и в нейрохирургический стационар.
Школьники упорно пытаются отгадать диагноз, а я упорно возвращаю их к алгоритму и красным флажкам. Попытка поставить диагноз, когда в руках недостаточно информации – дорога, не приводящая никуда. Одышка далеко не всегда равняется пневмонии, зато одышка – это всегда плохо и всегда красный флажок - повод обратиться за медицинской помощью.

Зачем нужны занятия под странным названием «Введение в медицину»?

1) Задача утилитарная: научить детей оценивать состояние человека, отличать случаи «пройдёт само» от случаев «само не пройдёт». Ну и первая доврачебная помощь, включая СЛР.

2) Задача более сложная: рассказать детям основы физиологии и патофизиологии так, чтобы организм стал для них единым целым, а не набором непонятных органов. Мы прослеживаем путь молекулы кислорода от вдыхаемого воздуха, до мембраны митохондрий, на которой из кислорода образуется вода, а в процессе синтезируется куча универсальных клеточных батареек – молекул АТФ. И обсуждаем, что на этом пути может сломаться, и как это скажется на состоянии всего организма. Вы не поверите, но при таком взгляде на вещи горная болезнь становится в один ряд с сердечной недостаточностью, анафилактическим шоком и отравлением цианидами.
Зачем это надо?
 Ну во-первых, привычка смотреть на болезнь одновременно и «сверху» (пневмония), и снизу (клеткам не хватает кислорода) это ценнейший навык для любого, кто хоть немножко задумывался о том, как мы устроены. От просто продвинутого пользователя своим организмом до самого крутого врача.
 Во-вторых, путь от целого к части и от части к целому в контексте своего собственного организма тренирует мозги похлеще интегралов с дифференциалами.
 Ну и в качестве бонуса, мы собираем в один абсолютно прикладной предмет биологию, химию, физику и даже математику, приложив всё это к самому близкому и понятному – своему собственному телу. Растворение, кислотность, различные химические связи, динамическое равновесие, разность потенциалов… после наших игр в физиологию эти понятия впечатываются в мозг школьников намертво.

3) А вот третье как-то и не формулировалось как задача, скорее всплыло в процессе. Дети любят истории. Чем больше, тем лучше, чем ярче, тем скорее запомнят. Поэтому любую теорию сопровождает история из практики. Обсуждаем воспаление. Вторжение, клетки – «пограничники», «регулярная армия», молекулы – сигналы SOS… И сразу: мужчина поранил ногу, у него поднялась температура, затем присоединилась одышка и вот он в реанимации. «А что дальше?» - «Пока лечим, чем закончится, покажет время». На следующем занятии обязательно спросят: «Ну как он, жив?» Знакомство с профессией, пропуск в святое святых, пусть только виртуальный.

Задачки мы решаем регулярно – дети их очень любят. Но сегодня я заготовила явно недостаточно, последнюю решили, а до конца урока ещё 20 минут.
- У меня всё, увидимся через неделю! (А я перед следующей группой потуплю в телефон, — это я добавляю уже по себя).
Но школьники, вместо того чтобы рвануть из класса, остаются за партами.
- Р.Ю., у нас ещё 20 минут, расскажите что-нибудь!
Я немного обалдеваю, а потом думаю: «Ну сами нарвались!» Рассказываю поразившую меня историю про женщину с онкологическим заболеванием, уже очень далеко зашедшим, у которой случилось фатальное кровотечение. Это произошло в реанимации, помощь была оказана очень быстро, вплоть до того, что в операционной сняли со стола планового пациента. Кровотечение остановили, кровопотерю (почти три литра) восполнили, на следующий день её разбудили и отключили от ИВЛ. И вот она, отплевавшись после интубационной трубки, говорит: «Доктор, я ведь всё помню, вы спасли мне жизнь. У меня только один вопрос: зачем???»
Дети обалдели. Потом заговорили про возможность эвтаназии и отказа от реанимации. Потом о том, чего в реальности боится эта женщина и можно ли её от этих страхов избавить. Боли? Беспомощности? Больницы? Одиночества?
Двадцати минут явно не хватило, пришлось прихватить часть перемены. На дом я задала придумать идеальное мироустройство, в котором умирающий человек не стремится ускорить этот процесс. На следующий урок дети пришли с кучей проектов. И целое занятие их обсуждали. И сделали несколько парадоксальных выводов. Но это уже совсем другая история.

В школе я преподаю второй год, раз в неделю, для 8-10 классов. Меня позвала учительница биологии со словами: «Расскажи им про медицину». Рассказываю.
#нонфикшн5_бэнд
Tags: #нонфикшн5_бэнд, школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

  • Снова про школьников

    Вчера рассказывала десятым про ротовую полость — мы начали пищеварение, я в этот раз не спешу запихнуть большую тему в пару занятий, так что…

  • (без темы)

    Вчера рассказывала десятиклассникам про сердце. Попросила двух мальчиков снять футболки, дала фонендоскоп и показала, как слушать сердце. Точки, где…

  • (без темы)

    Проводила со школьниками занятие про первой помощи при травмах. Оно рассчитано на 2 субботы, вчера отрабатывали поворот человека без сознания на бок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “школа” Tag

  • Снова про школьников

    Вчера рассказывала десятым про ротовую полость — мы начали пищеварение, я в этот раз не спешу запихнуть большую тему в пару занятий, так что…

  • (без темы)

    Вчера рассказывала десятиклассникам про сердце. Попросила двух мальчиков снять футболки, дала фонендоскоп и показала, как слушать сердце. Точки, где…

  • (без темы)

    Проводила со школьниками занятие про первой помощи при травмах. Оно рассчитано на 2 субботы, вчера отрабатывали поворот человека без сознания на бок…