Что нового и что старого?
Читаем Клинические рекомендации 11 пересмотра https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/055/735/original/B%D0%9C%D0%A0_COVID-19.pdf На этот раз рекомендации намного лучше написаны, чем более ранние варианты. Всё чётко и по делу, растеканий мыслею по древу мало. Что показалось интересным.
Про стабильность вируса.
Вирус остается стабильным в широком диапазоне значений рН (до 6 дней при значении рН от 5 до 9 и до 2 дней при рН4 и рН11).
При температуре +4 °С стабильность вируса сохраняется более 14 дней. При нагревании до 37 °С полная инактивация вируса происходит в течение 1 дня, при 56 °С - в течение 45 минут, при 70 °С – в течение 5 минут.
Вирус чувствителен к ультрафиолетовому облучению дозой не менее 25 мДж/см2 и действию различных дезинфицирующих средств в рабочей концентрации.
Интересный раздел про патофизиологию и патанатомию.
Там наконец чётко сформулированы и разделены 2 пути повреждения вирусом лёгких и других органов. Два пути, реализующиеся одновременно.
1. Альвеолярное повреждение, со стороны воздушных путей. Очень напоминает таковое при свином гриппе H1N1. Диффузное поражение, которое может захватывать практически всю ткань лёгких. В отличие от бактериального воспаления, когда захватывается один конкретный участок. Бывают ещё бактериальные "отсевы" - небольшие очаги. Они тоже могут располагаться диффузно, но выглядят совсем не так, как вирусные. Это я про КТ- картину.
Если разбираться на уровне клеток, то бал там правят макрофаги - те самые клетки-пограничники из армии врожденного иммунитета, работа которых - распознать чужого, съесть его и продемонстрировать по частям лимфоцитам, чтобы те занялись выработкой антител. А пока лимоциты трудятся, макрофаги посылают сигнал "вставай, чужаки!" и организуют войнушку под названием воспаление, цель которой локализовать и зачистить место вторжения, не разбирая, кто там свой, кто чужой. Ситуация, когда макрофаги слетают с катушек и организуют войну на уничтожение всего организма, называют синдром активации макрофагов - САМ. В принципе, САМ бывает и без всяких вирусов, в рамках ревматических заболеваний, но в данном случае его запускает именно вирус. В крови при этом циркулирует большое количество специфических молекул - медиаторов воспаления.
2. Повреждение сосудов, прежде всего лёгких, но далеко не только. Это изначально воспаление внутреннего слоя сосудистой стенки (эндотелиит), которое неизбежно приводит к тромбозам и кровоизлияниям. По своей сути происходящее напоминает тяжелый и стремительно развивающийся антифосфолипидный синдром. Поражаются крупные и мелкие сосуды. На финальной стадии развивается ДВС- синдром.
Как вы помните, лёгкие - место встречи дыхательных путей и кровеносного русла, граница там между воздухом и кровью настолько тонка, что делает возможным газообмен. Вот там, на этой тонкой границе, всё и происходит, причём повреждение идёт сразу с двух сторон.
Патанатомы находят, кроме вполне понятного воспаления всей лёгочной ткани, кровоизлияния и тромбозы практически любых сосудов, но чаще всего - ветвей лёгочных вен.
Кроме лёгких поражается кишечник (катаральный и геморрагический гастроэнтероколит), головной мозг (энцефалит и менингит), сердце (миокардит), поджелудочная железа, почки, печень, селезенка, в общем, всё. Весьма вероятны прямые вирусные поражения плаценты. Целый раздел посвящен описанию изменений кожи.
Ведущим путем передачи SARS-CoV-2 является воздушно-капельный, который реализуется при кашле, чихании и разговоре на близком (менее 2 метров) расстоянии. Контактный путь передачи: во время рукопожатий и других видах непосредственного контакта с инфицированным человеком, а также через поверхности и предметы, контаминированные вирусом. Возможен фекально-оральный механизм передачи вируса, так как РНК SARS-CoV-2 обнаруживается в образцах фекалий.
О клинической картине и лечении - в следующем посте.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →