Молодая женщина, 30+, поступает с диагнозом "Анафилактический шок".
Со слов родственников: неделю назад чистила сантехнику шуманитом (такая ядреная химическая гадость), после чего появился выраженный отёк глаз. Принимала супрастин, без эффекта. Постепенно становилось всё хуже, родственники отвезли её в частную клинику, там врач только взглянул,
При поступлении состояние крайне тяжелое. Сознание - сопор, с эпизодами психомоторного возбуждения, давление 60/0, одышка выше 30 в минуту. Лихорадка до 39С. Действительно, есть сильный отёк век и склер. В анализах высокая глюкоза (до 17) тяжелейший лактат-ацидоз (лактат 12), лейкоцитоз до 24, СРБ почти 500. Интубация, ИВЛ, вазопрессоры, инфузия, антибиотики, вот это всё. Тащим на КТ - двухсторонняя полисегментарная пневмония, явно бактериальная. В голове чисто. Берём ликвор - зелёный. В анализе цитоз 9 тысяч, нейтрофильный.
В общем, всё ясно.
Начинаю заново расспрашивать родственников. Месяц назад приехала из Узбекистана. Трое детей, младшему семь. Нет, никогда ничем не болела, только зимой делали пункцию гайморовой пазухи из-за гайморита. Про диабет никогда не слышали, она никогда не жаловалась. Да, всю эту неделю болела голова, была упорная рвота съеденным и выпитым, даже таблетками. Температура вроде была, но особо не меряли. Нет, кашля, не было, хотя с этой рвотой поди разбери. Точно неделю болеет? Ну, может, две.
Ещё интересный нюанс. Муж утверждал, что она в Узбекистане привилась от коронавируса. Я попросила привезти сертификат, он привёз бумажку о прохождении ПЦР-теста. Видимо, не смог разобрать, что там написано. В реальности же у неё были высокие IgG, так что, скорее всего, коронавирус она перенесла раньше.
У пациентки в тот же день произошла остановка сердечной деятельности. Реанимация была с эффектом, но после неё появилась симптоматика смерти мозга. Самое обидное, что уже через двое суток появились чёткие признаки того, что антибиотики работают: цитоз в ликворе снизился в несколько раз, лейкоцитоз в крови тоже, дыхательная функция улучшилась. Но слишком поздно.
Она умерла через неделю после поступления. На секции пневмония, менингит и тромбоз нескольких питающих мозг артерий, в том числе, внутренней сонной с соответствующими очагами ишемии. Видимо, этот тромбоз и стал причиной остановки. Да, диабет у неё тоже явно был не один день и даже не один месяц.
Грустно и тошно от этой истории. Пациентка молодая, очень красивая (что поделать, мы эстеты), несмотря на диабет, вполне могла бы жить. Это дурацкое упорство насчёт аллергии и игнорирование всех остальных симптомов: лихорадка, головная боль, упорная рвота. Она жевала свои антигистаминные, а время уходило... То, что она из Узбекистана - вообще ни о чём: симптомов было достаточно для того чтобы любая скорая тут же увезла её в больницу.
Давайте резюмируем. Температура плюс упорная головная боль - возможный признак менингита. Да, существуют и другие причины: грипп, коронавирус, масса всего. Но такие симптомы требуют как минимум осмотра и банального общего анализа крови. Упорная рвота в течение недели тоже может иметь массу причин, но никогда не свидетельствует ни о чём хорошем. А вот нарушение сознания на фоне таких симптомов: от постоянной сонливости с невозможностью разбудить до неадекватного поведения это тот самый красный флажок, требующий немедленного вмешательства - вызова скорой помощи. Таким же флажком является одышка выше 30 в минуту и снижение давления.
И ещё. Молодые люди обычно имеют достаточно ресурсов, чтобы долго сопротивляться самой тяжелой болячке. Они до последнего выглядят вполне стабильными. Пока бесценный ресурс молодости и изначального здоровья не закончится и тогда ухудшение наступает катастрофически быстро. Отсюда вот эти страшные истории: ещё вчера на работу ходила, плов варила, а сегодня - остановка и ничего уже не поделаешь. И рассказы о врачах-убийцах, которые залечили абсолютно здорового человека. Увы, именно так оно и бывает, если тянуть до последнего.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →